logo
МУК курсовые раб (ТЭ ЗМ и ПО, КиВК, МЖТ, МРТ) Юсова, Тимуш, Лихачева (3)

4. Требования к содержанию курсовой работы

Курсовая работа по товароведению и экспертизе товаров носит экспериментально-исследовательский характер, что и отражается в ее структуре и содержании.

Курсовая работа включает в себя:

-титульный лист,

-содержание,

-введение,

-основная часть,

-выводы и предложения,

-список использованной литературы,

-приложения (при необходимости).

Титульный лист

Титульный лист является первым листом курсовой работы и заполняется по форме, приведенной в приложении Б.

Содержание

Включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов, подразделов или пунктов.

Заголовки глав, разделов и других частей работы в содержании и в тексте должны быть сформулированы одинаково. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовком в тексте не допускается.

Разделы, подразделы, пункты курсовой работы в содержании и тексте нумеруются только арабскими цифрами. Структурные составляющие (введение, выводы и предложения, список использованных источников, приложения) не нумеруются.

Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами (кроме первой прописной).

Введение

Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики, определяется предмет (объект) исследования, формулируются цель и задачи работы.

Представляется краткая оценка современного состояния рассматриваемой научной проблемы; указывается организация, по материалам которой выполнена работа, исследуемый период, методы и приемы исследования.

Введение должно быть кратким, не более 2-х страниц.

Основная часть

Основную часть работы можно разделить на обзор литературы и практическую часть, выполняемую на практических материалах и результатах собственных исследований.

Обзор литературы

Первый раздел основной части курсовой работы является теоретической частью и должен содержать систематизированное изложение состояния вопроса по выбранной теме курсовой работы. Этот раздел имеет название, отражающее существо изложенного в нем материала. Должен состоять как минимум из трех подразделов.

Обзор начинается с характеристики состояния и перспектив развития ассортимента товарной группы, больше внимания необходимо обратить на важность товарной группы в сфере потребления или в ассортименте торгового предприятия, на направление совершенствования ассортимента и качества товара. Данные о товаре и потреблении товара хорошо представить как в масштабе России, так и в масштабе конкретной экономической зоны. Необходимо указать обеспеченность населения данным товаром, источники формирования рынка. Анализ состояния рынка товара должен включать перечисление организаций, фирм, занимающих лидирующее положение, причины их успеха. Важное место в работе над литературными источниками должно занимать изучение «истории» вопроса, нужно представить работы исследователей, ранее изучавших данную проблему. Использование опыта предшественников даёт возможность проследить за общими тенденциями развития вопроса и на этой базе строить свой прогноз по исследуемой проблеме.

Основой обзора являются источники литературы: учебной, справочной, периодической, а также нормативные, технические документы и законодательные акты.

Следует обратить внимание на справочную литературу, предназначенную для быстрого получения каких-либо сведений научно-прикладного или познавательного характера. В ней содержатся результаты теоретических обобщений, конкретные данные, основные научные факты.

Сведения об ассортименте, качестве, инновационных технологиях в производстве и упаковке товаров содержатся в журналах «Товаровед продовольственных товаров», «Спрос», «Пищевая промышленность», а также в профессиональных журналах соответствующих отраслей промышленности: «КофеЧай в России», «Кондитерское производство», «Масложировая промышленность», «Мясная индустрия», «Молочная промышленность», «Пищевые ингредиенты: сырье и добавки», «Рыбное хозяйство», «Хлебопечение в России».

В журналах «Вопросы статистики», «Статистическое обозрение», «БИКИ» публикуются данные по динамике производства товаров отдельных отраслей промышленности, индексы потребительских цен на отдельные виды товаров, структура использования денежных доходов населения и другие данные, необходимые для написания курсовой работы.

Курсовую работу нельзя считать полноценной, если в ней не использована информация из нормативной документации на товары в части технических требований, приемки по качеству, маркировки, упаковки, транспортирования. Она необходима для экспертизы товаров, оценки их конкурентоспособности.

В результате изучения литературы окончательно формируется план курсовой работы.

Подобранный материал необходимо систематизировать в соответствии с планом работы, и после этого приступать к изложению обзора литературы и последующих разделов.

Литература должна быть изучена, критически проанализирована и изложена на современном уровне, что требует творческого подхода. Не допускается плагиат и компиляция текстов без ссылок. При заимствовании не только текста, но и точки зрения обязательна ссылка на источник информации.

Необходимо показать состояние изученности вопросов в отечественной и зарубежной литературе, точки зрения авторов на один и тот же вопрос, новые направления в расширении ассортимента, повышении качества; использование новых видов сырья, технологий, методов исследования.

Обзор литературы должен быть сделан в необходимом объеме, лаконично и конкретно, он не должен превышать 20-25 страниц. Обзор должен заканчиваться обоснованием необходимости проведения практической части работы.

Практическая часть

Свидетельствует о степени приобретения студентом практических навыков в области товароведения и экспертизы товаров.

Этот раздел, также как и первый, должен иметь название, отражающее существо изложенного в нем материала (без указания «Практическая часть»).

Практическая часть должна включать характеристику испытуемых образцов (объектов исследования) или анализируемых документов, методику постановки опытов, показатели и методы исследования, результаты экспериментальных исследований по каждому показателю одновременно по всем объектам. При обсуждении результатов необходимо дать анализ полученных данных, сравнить с нормативными документами, либо при их отсутствии с литературными данными, сделать конкретные выводы.

Методики переписывать не следует, но необходимо дать ссылку на ГОСТ или автора методики и указать сущность метода. Образец написания методики постановки эксперимента представлен в приложении В.

В практической части работы обычно предусматривается разработка некоторых вопросов, обусловленных названием темы и планом курсовой работы:

-выбор и анализ объектов исследования, обоснование методов исследования;

-исследование потребительских свойств конкретной группы или вида товара;

-применение математического моделирования;

-применение статистических методов отработки результатов;

-оценка конкурентоспособности товара;

-анализ структуры ассортимента товара и путей его рационального формирования;

- проведение анкетных опросов о наличии или потребности в товаре, выявление мнений покупателей о качестве товаров.

Расчет результатов необходимо проводить сразу или по окончании анализа, чтобы в случае получения нереальных результатов можно было провести повторное исследование.

Полученные в ходе исследований результаты должны подвергаться глубокому анализу с целью характеристики качественных показателей товаров; изменений, происходящих в них в процессе производства, транспортирования, хранения и реализации или оптимальных условий и максимально допустимых сроков хранения и т.п.

За принятые в работе решения и за правильность всех данных отвечает студент - автор курсовой работы.

Основные сведения об ассортименте товара на конкретном предприятии можно получить путем изучения сопроводительной документации и личного осмотра.

Наглядное представление об изучаемом товаре дают приложения в конце курсовой работы в виде конкретных образцов, фотографий объектов исследования, упаковок, этикеток, рекламных проспектов, прайс-листов и пр.

Можно собрать информацию об ассортименте на товары однородной группы отечественного и импортного производства, например в трех торговых предприятиях и оформить ее в виде таблицы.

Следует оценить номенклатуру-перечень изучаемых товаров по широте, полноте, новизне и дать оценку рациональности ассортимента.

Можно проанализировать и оценить правильность формирования ассортиментной политики каждой исследуемой фирмы (магазина) с учетом ее местонахождения, предполагаемого сегмента потребителей, наличия конкурентов, а затем дать обоснование предложения по совершенствованию ассортиментной политики торговых фирм.

При выполнении курсовой работы обязательным пунктом является оценка качества товара. Сам по себе полученный результат в практической деятельности может мало значить. Поэтому в большинстве курсовых работ ставится задача сравнить потребительские, свойства исследуемых товаров разных подгрупп, видов, производителей.

Анализ качества может быть осуществлен по результатам личных испытаний 4-5 объектов исследований, анализа рекламаций на товар ненадлежащего качества, работы испытательных лабораторий, опроса покупателей.

Результатом исследования потребительских свойств нового товара или вспомогательного материала могут быть предложения по его рекламе, составлению на него проекта стандарта, технических условий, дополнений к действующим нормативным документам, составу, нормам расхода сырья, технологическим схемам производства и т. д.

Оценка качества любого товара начинается с его идентификации по показателям и методикам, изложенным в соответствующей нормативной документации на эту группу товара.

Основной формой экспериментальных данных о составах товаров и материалов являются таблицы, графики, диаграммы, рисунки.

Следует приводить данные, непосредственно полученные в ходе экспериментальных исследований. Количество экспериментально полученных данных должно быть достаточным для их обработки и оценки их достоверности.

Численные данные и другие константы, взятые из других источников, должны быть обозначены.

В зависимости от темы студентом может быть уделено внимание анкетным опросам покупателей, выявлению у них покупательских предпочтений, изучению мнений о качестве товаров.

Для репрезентативности результатов опроса число обрабатываемых ан­кет желательно не менее 100.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения. На практике это применяется в комплексном методе оценки уровня качества по этапам:

-выбор номенклатуры потребительских свойств товара;

-ранжирование потребительских свойств товара;

-проверка согласованности мнений экспертов;

-определение коэффициентов весомости свойств;

-дифференциальная оценка каждого свойства;

-расчет комплексного показателя качества и оценка конкурентоспособности. Для многих групп продовольственных товаров четко не определена конкретная номенклатура.

В ранжировании потребительских свойств, определении коэффициентов весомости отдельных показателей свойств и выделении наиболее весомых используется экспертный метод, основанный на опросе группы экспертов. Значимость свойств эксперты обозначают рангами, а наивысшим рангом - самое значимое свойство. Общую согласованность мнений экспертов оценивают с помощью коэффициента конкордации. Если отношение показателя конкурентоспособности исследуемого образца к показателю конкурентоспособности больше единицы, то считается, что исследуемый образец товара превосходит базовый по конкурентоспособности.

Выводы и предложения

Выводы и предложения - это небольшой по размеру раздел курсовой работы, но он обычно представляет определенные трудности для студента. Здесь предполагается краткое обобщение проделанной работы и самооценка полученных результатов, изложенные на двух-трех страницах.

Выводы должны быть краткими, логичными и последовательными и подтверждаться соответствующими аргументами, в основном, по результатам практической части. Они являются завершением обсуждения и анализа результатов исследований и, по существу, констатируют в краткой форме полученные данные.

Результатом работы являются предложения, - это конкретные рекомендации, направленные:

-на внедрение результатов исследования в практику хозяйствования;

-улучшение коммерческой деятельности предприятия (организации);

-повышение качества и конкурентоспособности товаров.

При этом следует обратить внимание на обоснованность, реальность, практическую приемлемость предлагаемых рекомендаций, воздержаться от общих неконкретных безадресных предложений типа: «Необходимо изучать качество поступающих товаров)/ или «Необходимо расширить ассортимент товаров) и т.д.

Конкретность предложений можно выразить путем кратко сформулированных и пронумерованных отдельных положений. В них не должны содержаться утверждения, не следующие из результатов курсовой работы.

Выводы представляют собой ответы на поставленные вопросы. Они должны быть логичными и последовательными. В этом разделе могут быть намечены направления дальнейших исследований по теме.

Список использованной литературы

В список использованной литературы включаются все печатные и рукописные материалы, которым пользовался студент при выполнении и написании курсовой работы.

Каждому источнику в списке присваивается по порядку номер, на который дается ссылка в тексте.

В конце списка использованной литературы должна быть подпись студента и дата окончания оформления курсовой работы.

Приложения

Приложения курсовой работы оформляются как ее продолжение на последующих страницах. В приложения выносится часть второстепенного материала, который при включении в основную часть курсовой работы загромождал бы текст. К вспомогательному материалу, включаемому в приложения, можно отнести: вспомогательные таблицы, графики, формы различных документов, протоколы и акты испытаний, акты о внедрении результатов исследования, иллюстрации вспомогательного характера и другая информация.