logo
Что где и как рекламировать

Краткая история рекламы ресторанов

Реклама ресторанов, а также прочих заведений общественного питания, начина­лась с вывесок. В связи с тем, что большинство населения средневековой Европы было неграмотным, первоначально на вывесках изображались не слова, а картинки.

«Варианты геральдических изображений помогали ориентироваться простому люду в лабиринтах лавочек и харчевен. Учитывая это обстоятельство, английский король Ричард II в 1393 году издал указ, обязывающий всех торговцев на своих домах вывесить опознавательные знаки в виде геральдических кронштейнов (щитов) или животных вывесок. Источники отмечают значительно возросший спрос на мастерство художников и златокузнецов, значительное повышение расценок на их продукцию. Надо полагать, активность посещения харчевен и лавок выросла тоже» [80. С. 80].

В XVIII веке, когда в Европе получили распространение рекламные афиши и так называемые «летучие листки», т. е. рекламные листовки, которые вручались прохожим, владельцы кабачков, трактиров и других подобных заведений начали активно использовать новые формы рекламы.

«Вот пример "летучего листка", распространявшегося в предреволюционном Париже. Этот гравюрный оттиск, изображающий интерьер загородной харчевни и рифмованный текст, рассчитан на малообеспеченных жителей.

Мелкие буржуа, ремесленники и гризетки,

Выбирайтесь все из Парижа и бегите в кабачки,

Где вы получите 4 пииты за 2 су.

На паре досок в лодке,

Без скатертей и салфеток

В этих бахусовых местах

Вы выпьете столько,

Чти вино польется у вас из глаз» [80. С. 171-172].

Конец XIX века принес в рекламу художественный подписной плакат. Их ри­совали знаменитые художники того времени: Жюль Шере, Анри Тулуз-Лотрек, Теофиль Стейнлен, Обри Бердслей и др.

Слава Тулуз-Лотрека началась со ставшего уже классикой рекламного плаката кабаре «Мулен Руж».

«Сюжетом рекламы стал сногсшибательный танец примы кабаре "Мулен Руж" Ла Гулю. Биограф Тулуз-Лотрека А. Перрюшо пишет: "Группа зрителей у пего решена большой сплошной черной массой, контур ее - искусная арабеска, четко вырисовываются цилиндры и женские шляпки с перьями. На переднем плане — Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. Голова танцовщицы, золото ее волос вы­деляются на фоне этой темной массы. На ней сконцентрирован весь свет, она оли­цетворяет собой танец, является основной характерной для кадрили фигурой".

Этот плакат, появившись на улицах Парижа, произвел сенсацию: прохожие ста­рались расшифровать подпись художника, толпились около экипажей, на которых расклеивались афиши. Город рукоплескал новой звезде на рекламном небоскло­не» [80. С. 176].

Другой художник, Теофиль Стейнлен также начинал с рекламы общепита — один из первых заказов он получил от артистического кафе «Черная кошка».

Но самое главное, от чего стала зависеть популярность того или иного кафе или ресторана с конца XIX века, это модное оно или нет. Молва о том, что завсегдатаи некоего заведения — «светские львы» и другие известные люди, быстро распро­странялась, и многие стремились посетить это место. Так происходило и в Евро­пе, и в России, и в Америке. Эта тенденция сохраняется и сейчас.