logo
Что где и как рекламировать

Краткая история рекламы спортивных товаров

Первым в мире массовым спортивным увлечением в XIX веке стал велосипед. Представленный широкой публике в 1876 году на Филадельфийской выставке (США), велосипед на высоких колесах поначалу не вызвал большого интереса, так как стоил он дорого, а для езды на нем требовалась особая ловкость. Следующая более «безопасная» модель, от которой произошли современные велосипеды, по­явилась лишь в 1889 году.

«С появлением безопасного велосипеда велосипедные компании Columbia и Victor начали широко рекламировать свою продукцию, превратив моду на вело­сипеды чуть ли не в помешательство. Эти производители стали пионерами реклам­ных стратегий, которые позже переняли многие автомобилестроители. Первые объявления о велосипедах в скупых красках описывали механические аспекты и конструкцию транспортного средства. Велосипеды Columbia не покидали магази­на, пока "каждая деталь не была осмотрена 21 инженером п механиком". Энтузиа­сты велосипедов анализировали различия в механике, рекламируемые произво­дителями, и бурно их обсуждали, обеспечивая тем самым цепную устную рекламу в виде "обмена мнениями".

Однако когда началась велосипедная мания, акценты в рекламе изменились. Производителям больше не было нужды доказывать ценность своего товара, что­бы обеспечить сбыт; им было достаточно просто передать идею велосипеда как спортивного снаряда и забавной игрушки. Реклама изображала велосипедистов па фоне восхитительных сельских пейзажей. Сухие изображения трубчатых рам ус­тупили место образам симпатичных девушек, а технические описания — соблаз­няющим текстам. Эти рекламодатели также были первыми, кто пригласил к созда­нию рекламных образов известных художников» [69. С. 112].

Рисунки к рекламным объявлениям велосипедов Victor делал знаменитый ху­дожник Уильям Брэдли, работавший в стиле «арт нуво». В одном из объявлений женщиной, едущей па велосипеде среди фантастических цветов, любуется моло­дой мужчина. Во Франции над рекламой велосипедов также работали известные художники конца XIX века. На плакате велосипедов Perfecta Альфонса Мухи ро­мантическая девушка мечтательно смотрит в даль, облокотившись на руль вело­сипеда. Один из наиболее известных плакатов Теофиля Стейнлена рекламировал велосипеды Comio. «Сюжет таков. Пышно одетая дама едет на велосипеде по проселочной дороге, разгоняя перебегающую прямо под колесами стаю гусей. А вслед новому виду транспорта смотря изумленные глаза сельских жителей. Пла­кат отмечен убедительным реализмом, популяризирует малоизвестное новшество и "согревает" его оттенком юмора» |80. С. 177].

Неудивительно, что на рекламных плакатах в основном изображены женщины. Ведь в те годы велосипед стал одним из самых популярных из доступных женщи­нам видов спорта.

Велосипед обрел необыкновенную популярность как в Старом, так и в Новом Свете. В 1890-1896 годах количество велосипедистов увеличилось со 100 тыс. до 4 млн. Появилась настоящая велосипедная мода: особый стиль одежды, соответ­ствующие песни, анекдоты и даже этикет велосипедиста. Самые смелые женщины носили широкие юбки-брюки и женские спортивные шаровары, а для более «утон­ченных» леди выпускали велосипеды с ширмами, целомудренно прикрывавшими их ноги от лодыжек и выше. Новый вид отдыха также стал стимулом для укладки более ровных и гладких дорог.