logo
Что где и как рекламировать

Права и обязанности участников рекламной деятельности

В Гражданском кодексе (ГК) Российской Федерации содержится ряд статей (435-445), раскрывающих понятие оферты. Оферта (ст. 435) — это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно точ­но выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содер­жать существенные условия договора.

Статья 437 ГК дает определение рекламы как приглашения делать оферты рек­ламодателю, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все суще­ственные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении услови­ях с любым, кто отзовется, признается офертой (или публичной офертой).

Таким образом, содержащая все существенные условия договора реклама есть публичная оферта (см. 5.8). Существенные условия договора, например, предмет договора, стоимость, время его исполнения и т. д., — это условия, которые опре­делены законодательно для различных видов договоров, а также те условия, ко­торые признали таковыми стороны. Вопрос отнесения (критериев отнесения) усло­вий договора к существенным условиям является одной из проблем применения законодательства о рекламе.

Статья 25 Закона «О рекламе» написана в соответствии с этим разделом ГК. В ней указывается, что последствия признания рекламы приглашением делать оферты, либо публичной офертой, определяются в соответствии с гражданским за­конодательством. Когда в рекламе сообщается об одном из существенных условий, или в случае публичной оферты, следует указывать срок действия рекламного объяв­ления.

Например, при публикации предложения «продаю автомобили такой-то моде­ли, стоимости и комплектации» согласно Закону следует указывать срок, в тече­ние которого это предложение действительно.

Если рекламодатель уклоняется от заключения договора после получения ак­цепта в установленном порядке, то лицо, которому адресована публичная оферта, вправе обратиться в суд с требованием о заключении договора и о возмещении убытков.

Плакаты а — «День» и б — «Ночь». Клуб Dolls. РА Soldis Corporation (Москва)

Закон определяет срок хранения рекламных материалов (ст. 21) рекламодате­лем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем одним годом. Эта нор­ма более «мягкая», чем срок исковой давности по гражданскому законодательству, который составляет три года.

Взаимоотношения рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламорасп-ространителя регулируют ст. 22 и 23. Рекламонроизводитель и рекламораспростра-нитель (ст. 22) вправе требовать, а рекламодатель обязан предоставлять докумен­тальное подтверждение в отношении достоверности рекламной информации. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то рекламонроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать и хранить копии документов, подтверждающих, что рекламодатель имеет соответствующую лицензию.

Рекламопроизводитель обязан (ст. 23) своевременно информировать рекламо­дателя о том, что соблюдение тех требовании, которые рекламодатель предъявля­ет к производству рекламы, может привести к нарушению законодательства. Если рекламодатель, несмотря на это своевременное и обоснованное предупреждение, не изменит свое требование, либо не предоставит документальное подтверждение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей, то рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возме­щения убытков, если в договоре не предусмотрено иное.

Если федеральным органам исполнительной власти, на которые возложен кон­троль над рекламной деятельностью, требуются материалы и информация, необ­ходимые для осуществления предусмотренных Законом полномочий, то рекламо­датель, рекламопроизводитель и рекламораснространитель должны предоставить их в установленный срок (ст. 24).