logo
Что где и как рекламировать

Другие законы, регулирующие рекламную деятельность

Как мы уже говорили, федеральное законодательство о рекламе состоит из За­кона «О рекламе» и ряда других федеральных законов. К сожалению, не все зако­ны, в которых затронута рекламная деятельность, соответствуют Закону «О рек­ламе». Некоторые из них содержат избыточные нормы или положения, создающие определенные проблемы в правоприменении.

Несомненно, правильным было принятие 2 марта 1998 года Федерального за­кона №30-ФЗ «О внесении изменении и дополнении в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рек­ламе», который внес в законы «О СМИ», «О сертификации продукции и услуг» и в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граж­дан» отсылочные нормы на Закон «О рекламе». Таким образом, из соответству­ющих статей упомянутых законов были исключены положения, касающиеся реклам­ной деятельности. Позитивное значение этого закона очень велико, т. к. он сузил спектр законодательных актов о рекламе и наметил тенденцию к концентрации норм правового регулирования рекламы в Законе «О рекламе». С тех пор, к сожа­лению, в другие законы подобные отсылочные нормы больше не вносились.

Один из основных ныне действующих законов, где упоминается реклама, — Гражданский кодекс Российской Федерации (№ 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года), был принят раньше Закона «О рекламе».

В его цервой части реклама и иные предложения, адресованные неопределен­ному кругу лиц, рассматриваются в качестве приглашения делать оферты, если иное в ней прямо не указано (подробнее см. раздел 5.6).

Статья 494 ГК уточняет, что содержащее все существенные условия договора розничной купли-продажи предложение товара в его рекламе, а также каталогах и описаниях следует считать публичной офертой. Кроме того, публичной офертой признается представление в месте продажи (на прилавке, в витрине и т. д.) товара, его образцов или сведений о товаре (описаний, каталогов, фотографий и т. п.) не­зависимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора роз­ничной купли-продажи. Исключение из этого положения может быть сделано только в случае, когда продавец явно определяет, что данные товары не предназ­начены для продажи.

Статья, касающаяся рекламы, есть и в Уголовном кодексе (УК) Российской Федерации (№ 63-ФЗ от 13 июня 1996 года). За использование в рекламе ложной информации о товарах, работах, услугах, их изготовителях, исполнителях, продав­цах, которое совершено из корыстной заинтересованности и причинило значительный ущерб, УК (ст. 182) вводит уголовную ответственность. Это может быть штраф от 200 до 500 М РОТ, либо вычет заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок 180-240 часов, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

При производстве рекламы также следует помнить, что незаконное использо­вание объектов авторского и смежных прав, присвоение авторства, если эти дей­ствия причинили крупный ущерб, в соответствии со статьей 146 УК наказывают­ся штрафом до 400 МРОТ, либо вычетом заработной платы или иного дохода за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок 180-240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же действия, совершенные неоднократно или группой лиц по предваритель­ному сговору, или организованной группой, наказываются штрафом от 400 до 800 МРОТ либо вычетом заработной платы или иного дохода за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом па срок от четырех до шести месяцев, либо лише­нием свободы на срок до пяти лет.

Плакат для наружной рекламы «Будь в форме». Спортивные товары компании Reebok. РА Men at Work (Москва)

В российском законодательстве существуют два закона, повторяющие нормы и от­части вступающие в противоречие с Законом «О рекламе» — это Закон «О рынке цен­ных бумаг» (см. раздел 4.1.7) и Закон «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» менялся несколько раз. В январе 1997 года Законом «О внесении изменений и дополнений...» (№ 15-ФЗ) было внесено изменение в ст. 1 Закона «О государственном регулировании...». Из определения алкогольной продукции было исключено пиво. Благодаря этому тре­бования к рекламе алкогольных напитков не распространяются на пиво.

Но 7 января 1999 года была принята новая редакция Закона «О государствен­ном регулировании...» (№ 18-ФЗ), изменено его название и определение алкоголь­ной продукции. Но главное — была изменена ст. 17 Закона «Реклама алкогольной продукции», практически полностью запретившая рекламу алкогольной про­дукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции (подробнее см. раздел 4.2.3). Несмотря на то что этот закон был принят позже Закона «О рекламе», его требования вступают в противоречие с основным зако­ном. регулирующим рекламную деятельность.

Еще один закон, затрагивающий реклам ну ю деятельность, — Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» (№ 3520-1) — был первоначально принят 23 сентября 1992 года. Несмотря па то что товарные знаки имеют для рекламной деятельности большое значение, реклама в новой редак­ции этого закона (от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ) упоминается всего два раза.

В ст. 22 использованием товарного знака признается его применение в рекламе (наряду с применением товарного знака в печатных изданиях, на бланках, вывесках, на выставках и ярмарках) при наличии уважительных причин неприменения его на товарах и/или их упаковке.

В соответствии со ст. 40 использованием наименования места происхождения товара считается его применение на товаре, упаковке, в рекламе, на проспектах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.