logo
Что где и как рекламировать

Законодательное регулирование рекламы алкогольной продукции в России

С появлением коммерческой рекламы в российских СМИ реклама алкогольных напитков, особенно крепких, заполонила телеэкран и страницы печатных изданий. Но уже в начале 1990-х государство начало вводить ограничения на рекламу алкоголя.

22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан, ст. 19 которых устанавливала, что «в интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков... в СМИ запрещается».

Эта норма действовала около пяти лет (в марте 1998 года в Основы были внесе­ны отменившие ее изменения), но отсутствие конкретных механизмов реализа­ции запретительных норм в Основах делало этот закон декларативным — до на­чала действия Закона «О рекламе» реклама алкоголя активно размещалась во всех СМИ.

Принятый 18 июля 1995 года Закон «О рекламе» не запрещает рекламу алко­гольной продукции полностью, а лишь вводит ограничения.

Регламентирует рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий п. 1 ст. 16 «Особенности рекламы отдельных видов товаров».

1. Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна:

• содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать впечатление, что употребление ал­коголя или курение имеет важное значение для достижения общественно­го, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;

• дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах ал­коголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;

• обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;

• распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного вре­мени;

• распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и ви­деообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

• распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

• распространяться в детских, медицинских, спортивных, культурных органи­зациях, а также ближе 100 метров от них.

Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно со­провождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепро­граммах данному предупреждению должно быть отведено не менее чем три се­кунды эфирного времени, при распространении рекламы другими способами — не менее 5% рекламной площади (пространства).

Несмотря на то, что п. 1 ст. 16 Закона разрешает распространение рекламы ал­когольных напитков и табачных изделий на телевидении с 22.00 до 7.00 по местно­му времени, п. 2 ст. 33 отменяет это разрешение с 1 января 1996 года. Таким обра­зом, с 1996 года вся реклама алкоголя и табака на телевидении запрещена.

Плакат «Большое удовольствие». Водка «На троих». РА «Аврора» (Москва). 3 место в номинации «Напитки алкогольные» конкурса «Печатная реклама» 7 ММФР

Но этим ограничением история с рекламой алкогольных напитков не закончи­лась. Уже 22 ноября 1995 года был принят Закон «О государственном регулирова­нии производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В соответствии со ст. 17 Закона «реклама любой алкогольной продук­ции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции», т. е. только на заводах, оптовых скла­дах, в магазинах и т. п. В августе 1996 года Правительство приняло Постановление «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией», согласно которому реклама алкогольной продукции разрешалась только в «организациях, осуществляющих продажу этой продукции».

Впрочем, до 1999 года реклама алкоголя размещалась соответственно Закону «О рекламе», а позже принятые законодательные нормы попросту нарушались.

Тем не менее, Государственная дума продолжала принимать законы, вводящие дополнительные ограничения на и без того уже, фактически, запрещенную алко­гольную рекламу в СМИ. 24 июля 1998 года был принят Закон «Об основных га­рантиях прав ребенка в Российской Федерации», защищающий детей от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. А 29 апреля 1999 года — Закон «О физи­ческой культуре и спорте в Российской Федерации», запрещающий «рекламу ал­когольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам теле-и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ».

Решающим этапом по борьбе с рекламой алкоголя в СМИ и наружной рекламе стало принятие 7 января 1999 года новой редакции Федерального закона «О го­сударственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Измененная ст. 17 «Реклама алкогольной про­дукции» гласит, что:

1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях, осу­ществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной про­дукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

2. При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции должно использоваться не менее поло­вины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.

Таким образом, за пределы заводов, складов, а также мест оптовой и розничной торговли стало можно «выносить» только рекламу пива и сухих вин.

После принятия новой редакции закона с улиц Москвы и Санкт-Петербурга стала исчезать реклама алкоголя, т. к. Министерство по антимонопольной по­литике России (МАП) начало борьбу с рекламными агентствами и производите­лями алкогольной продукции, выполняя предписания Закона «О госрегулиро­вании...».

Противостояние МАП и операторов рынка наружной рекламы длилось почти два года. Лишь 16 января 2001 года Высший арбитражный суд фактически запре­тил наружную рекламу алкогольных напитков. Конфликт сторон сконцентриро­ван теперь на рекламе в глянцевых журналах.