Примеры судебных разбирательств по рекламе алкогольной продукции
Несмотря на запрет с 1 января 1996 года размещения рекламы алкоголя на телевидении, «в первом полугодии 1996-го на телеканалах продолжали демонстрироваться ролики, рекламирующие, в частности, водки «Белый орел» и «Довгань», вермут «Мартини». При этом, по мнению самих рекламистов, ролики рекламировали не конкретный товар (в них не демонстрировались бутылки или люди, распивавшие эти напитки), а торговые марки.
Тем не менее, по решению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике (ГКАП) — так раньше называлось антимонопольное министерство, телекомпаниям ОРТ, ВГТРК и НТВ, а также РА Агентство медиа сервис «Видео Интернэшнл» и «Премьер СВ» были вынесены предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и ролики были сняты с эфира.
«Агентство медиа сервис "Видео Интернэшнл" решило отстаивать свое право на рекламирование торговой марки "Довгань" в Арбитражном суде г. Москвы. Основной довод юристов РА заключался в том, что в этих рекламных роликах не содержалось информации о товаре (водке), производимом фирмой "Довгань", а была в чистом виде имиджевая реклама товарного знака.
Ведь товарный знак есть самостоятельный объект для рекламы, в российском законодательстве нет норм, регламентирующих оформление рекламы товарных знаков, а в Законе "О рекламе" не содержится положения о том, что реклама товарного знака одновременно является рекламой товара. Помимо прочего, под маркой "Довгань" выпускалась разнообразная продукция, а не только водка. (Торговая марка "Довгань" появилась в середине декабря 1995 года, а первым продуктом, вышедшим под этой маркой, стала водка "Довгань Хлебная".)
В сентябре 1996 года Арбитражный суд г. Москвы признал решение ГКАП недействительным.
В октябре того же года ВНИИГПЭ дал сравнительную характеристику торговой марки "Довгань" и этикетки на бутылке водки (кстати, по запросу ГКАП).
Хотя экспертиза отметила сходство сравниваемых обозначений, было указано, что "наличие в этикетке слов "водка" и "хлебная", не являющихся в силу п. 1 ст. 6 Закона охраняемыми элементами, создает определенное различие в общем зрительном впечатлении от сравниваемых обозначений".
В ноябре ГКАП подал апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, и апелляционная инстанция Арбитражного суда г. Москвы признала правомерным решение о снятии рекламы товарного знака «Довгань» с телевизионного эфира. Но рекламисты решили отстаивать свои нрава до конца и подали кассационную жалобу. В январе 1997 года постановление апелляционной инстанции московского Арбитражного суда было отменено.
Тем не менее, ГКАП оказался настойчивее в желании доказать свою правоту — направил дело в Высший арбитражный суд РФ. И на этот раз выиграл» [52].
В том же 1996 году проходил еще один «алкогольный» процесс — между ГКАП и телекомпанией ВГТРК по поводу группы водок «Кремлевская». После вынесения ГКАП предписания о снятии рекламы водки «Кремлевская» с телеэфира, ВГТРК обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании этого решения недействительным.
Ведь прямая реклама «Кремлевской» на канале РТР не демонстрировалась: на телеканале выходила программа «Кремлевская де Люкс представляет...». По мнению истца, речь шла не о рекламе, а о спонсорской информации о юридическом лице «Кремлевская де Люкс».
Кроме того, адвокаты телекомпании утверждали, что на рынке нет водки под таким названием. В свою очередь ГКАП доказал, что, так как в течение 1995 года на канале выходила прямая реклама водки «Кремлевская», а в 1996-м ее рекламная кампания проводится в печатных СМИ и в наружной рекламе, то информация в телепрограмме поддерживала интерес потребителей к группе водок «Кремлевская». К тому же договор на размещение рекламы ВГТРК заключала с юридическим лицом с иным наименованием, а заявление об отсутствии товара «Кремлевская де Люкс» опровергалось сертификатом, выданным «РОСТЕСТ-Москва» на водку именно с таким названием.
Арбитражный суд подтвердил правомерность решения ГКАП. Опять же по причине коллизии в нормативных актах.
Очередной виток борьбы рекламистов с антиалкогольным законодательством начался в 1999 году после принятия новой редакции Закона «О госрегулировании...». Ни производители, ни печатные СМИ, ни операторы наружной рекламы долгое время не хотели мириться со ст. 17 Закона.
Операторы наружной рекламы активно размещали рекламу алкогольных напитков вплоть до 2001 года. Одно из крупнейших РА «АПР-Сити» вело борьбу в суде против антимонопольных органов. Но, проиграв несколько исков, было вынуждено отказаться от рекламы алкоголя. Дольше сопротивлялось МАП РА «Атор», но в 2002 году и оно «сложило оружие».
В свою очередь, печатные СМИ борются за право размещать рекламу алкогольных напитков на своих страницах значительно дольше.
«МАП регулярно штрафует печатные издания за размещение рекламы крепкого алкоголя. Однако количество рекламируемого на страницах газет и журналов спиртного от этого не уменьшается: издательства просто включают сумму штрафа в счет, предъявляемый рекламодателю, и продолжают рекламировать алкоголь. С начала 2003 года МАП уже оштрафовало за рекламу алкоголя ИД "Бурда", "Грунер+Яр" и журнал "Деловые люди". Однако лидирует по количеству разбирательств с МАПом ИД "АФС", который еще с 2002 года пытается доказать в суде, что МАП не имеет права штрафовать глянцевые журналы за рекламу крепкого алкоголя» [68].
Последней хитростью производителей алкоголя стала реклама в СМИ минеральной воды, продуктов питания и даже банка, носящих то же имя. что и марка водки. Причем оформление минеральной или питьевой воды практически полностью совпадало с оформлением бутылок водки.
Так, петербургский завод «ЛИВИЗ» выпустил минеральные воды «Пятизвездная» и «Александр Сабадаш», одноименные с водками того же производителя. Завод «Веда» — питьевую столовую воду «Вальс Бостон», которая создает «праздничное настроение Петербурга». В Нижнем Новгороде на местном телевидении вышел ролик минеральной воды «Сормовской», в которой актер Алексей Булдаков, выпивая рюмку воды. довольно говорил, что она «хорошо пошла».
«Наиболее шумной и заметной стала рекламная кампания питьевой воды "Салют, Златоглавая!», оформленной точно так же, как и одноименная водка. Интересно, что «Салют, Златоглавая!" принадлежит московской оптовой компании "Дейрос" — той же самой, которая купила марку "Довгань". В "Дейросе" постарались выжать из этой идеи весь потенциал, разместив не только рекламные щиты. но и телевизионные ролики, в которых люди пьют минеральную воду с картошечкой и огурчиками, приговаривая: "Хорошо пошла!"» [31].
МАП, естественно, оштрафовало хитрую компанию, а телеканалы сняли ролики с эфира, но к этому времени торговая марка успела запомниться потенциальным потребителям, и совсем не в качестве минералки.
В свою очередь, в 2002 году банк «Русский стандарт» начал размещать на телевидении свою имиджевую рекламу, в которой, собственно, о самом банке не говорилось ни слова. К тому же, этот банк значительно менее известен, чем одноименная водка, производимая в холдинге «Русский стандарт».
Изобретательной оказалась и украинская водочная компания Nemiroff, которая стала с осени 2002 года спонсировать боксерские матчи на Первом канале и НТВ. В роликах, рекламировавших поединки, появлялся товарный знак компании и слоган «Все дело в перце». Ведь кроме алкогольных напитков, в частности, «Горiлки з перцем», Nemiroff выпускает и ряд продуктов питания (в том числе и маринованный перец) под той же маркой.
Но компании не удалось убедить МАП в том, что реклама торговой марки Nemiroff не является рекламой марки водки. МАП провело социологический опрос, результаты которого показали, что ряд телезрителей ассоциируют товарный знак Nemiroff именно с алкогольной продукцией.
«23 апреля 2003 года комиссия МАП Российской Федерации, рассмотрев дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ОАО "Телекомпания НТВ" и дело в отношении ОАО "Первый канал", признала ненадлежащей рекламу спонсора показа матчей по боксу — товарного знака Nemiroff, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольных напитков в телепрограммах с 1 января 1996 года не допускается.
ОАО "Телекомпания НТВ" и ОАО "Первый канал" выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в соответствии с которым телекомпаниям надлежит прекратить размещение рекламы товарного знака Nemiroff, ранее транслировавшейся на телеканалах» [50].
- Глава 1 Маркетинговые коммуникации и их планирование 19
- Глава 2 Традиционная реклама. 42
- 2.2 Реклама на радио 53
- 2.3 Интернет-реклама 63
- Глава 3 Нетрадиционная реклама 134
- Глава 4 Особенности рекламы отдельных категорий товаров и услуг 194
- 4.3 Реклама табачных изделий 220
- Глава 5 Правовое регулирование рекламной деятельности 346
- Маркетинговые коммуникации и их планирование
- Маркетинговые коммуникации
- Концепция маркетинга
- Товар как элемент маркетинга-микс
- Распределение как элемент маркетинга-микс
- Цена как элемент маркетинга-микс
- Маркетинговые коммуникации
- Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций
- Причины создания имк
- Планирование в маркетинге
- Коммуникации и обратная связь в системе маркетинговых коммуникаций
- Составление маркетингового плана
- План маркетинговых коммуникаций
- Моделирование результатов маркетинговых коммуникаций
- Стратегические решения имк
- Организация бизнеса и имк
- Вопросы
- Традиционная реклама.
- Зарождение телевизионной рекламы.
- 3 Место в номинации «Услуги, сервис» конкурса «Печатная реклама» 13 ммфр
- Появление телевизионной рекламы в России
- Структура российского телевидения
- Преимущества и недостатки телевидения как рекламоносителя
- Жанры телевизионной рекламы
- Создание телевизионной рекламы
- Ценообразование при размещении телерекламы
- Законодательное регулирование рекламы на телевидении
- Краткая история радиовещания в России
- Зарождение радиорекламы
- Преимущества и недостатки радио как рекламоносителя
- Что и как рекламировать на радио
- 3 Место в номинации «Товары для дома и офиса, отделочные материалы»
- Жанры радиорекламы
- Создание рекламного радиоролика
- Ценообразование и покупка рекламного времени
- Законодательное регулирование рекламы на радио
- Развитие сети Интернет как технологии и средства массовой коммуникации
- Конвергенция Интернета с другими смк
- Интернет в маркетинговых коммуникациях компаний
- Преимущества и недостатки Интернета как рекламоносителя
- Общая модель рекламной коммуникации в Интернете
- Форматы рекламы и формы присутствия в Интернете
- Оценка эффективности онлайн-рекламы
- Российская интернет-аудитория
- 2.1. Динамика роста российской интернет-аудитории до 2002 года. Поданным comcon Media, GallupNet
- Перспективы российского рынка интернет-рекламы
- Структура российского рынка интернет-рекламы и интернет-маркетинга
- 1 Место в номинации Beyond the Banners конкурса «Реклама в Интернете» 12 ммфр
- Ценообразование в интернет-рекламе
- Регулирование рекламы в Интернете
- Глоссарий
- Зарождение рекламы в кинотеатрах
- 1 Место в номинации «Одежда, обувь, аксессуары» конкурса
- Реклама в кинотеатрах: новый этап
- Московские кинотеатры: возможности, аудитория, цены
- Что и как рекламировать в кинотеатрах
- Преимущества и недостатки рекламы в кинотеатрах
- Законодательное регулирование рекламы в кинотеатрах
- Зарождение газетной рекламы
- Российский газетный рынок
- Классификация газет
- Преимущества и недостатки газеты как рекламоносителя
- 3 Место в номинации «Средства массовой информации» конкурса
- Виды газетной рекламы
- Создание газетной рекламы
- Ценообразование в печатных изданиях
- Законодательное регулирование рекламы в прессе
- Зарождение рекламы в журналах
- Российский журнальный рынок
- Классификация журналов
- 2 Место в номинации «Средства массовой информации» конкурса
- Преимущества и недостатки журнала как рекламоносителя
- Виды журнальной рекламы
- Особенности создания журнальной рекламы
- Особенности размещения рекламы в журналах
- Зарождение рекламной прессы
- Газеты бесплатных частных объявлений
- Рекламные и рекламно-информационные издания
- Издания по оптовой торговле
- Зарождение наружной рекламы
- Российский рынок наружной рекламы
- Виды рекламных конструкций в наружной рекламе
- Преимущества и недостатки наружной рекламы
- Особенности создания наружной рекламы
- Особенности размещения наружной рекламы
- Ценообразование в наружной рекламе
- Законодательное регулирование наружной рекламы
- Нетрадиционная реклама
- Директ-маркетинг
- Краткая история директ-маркетинга
- Директ-маркетинг: что это такое?
- Прямая почтовая рассылка
- Телефонный маркетинг
- Директ-маркетинг и телевидение
- Цели и целевая аудитория директ-маркетинговой кампании
- Проведение директ-маркетинговых акций
- Составление рекламного письма
- Законодательное регулирование рекламы на почтовых отправлениях
- Мерчендайзинг
- Мерчендайзинг: что это такое?
- Оформление места продаж
- Оборудование торгового зала
- Выкладка товаров
- Эффективное представление товаров
- Виды рекламной информации в местах продаж
- Промоушн
- Промоушн: что это такое?
- Преимущества и недостатки промоушна
- Стратегии стимулирования сбыта
- Промоушн для потребителей
- Промоушн для торговых посредников
- Выставки
- Краткая история выставок
- Выставка как инструмент маркетинга
- Цели участия в выставке
- Подготовка к выставке
- Работа на стенде
- Реклама на выставке
- Контроль эффективности участия в выставке
- Презентации
- Презентация: что это такое?
- Классификация презентаций по целям и величине аудитории
- Типы презентаций в зависимости от дополнительных акций
- Важные элементы презентации
- Организация презентации
- 1 Место в номинации «Корпоративная реклама» конкурса
- Вопросы
- Особенности рекламы отдельных категорий товаров и услуг
- Реклама банков
- Краткая история банковской рекламы в России
- Особенности банковской рекламы
- Мотивационная теория и банковская реклама
- Виды банковской рекламы
- Формы и элементы банковской рекламы
- Визуальные изображения в банковской рекламе
- Законодательное регулирование финансовой рекламы
- Реклама алкогольной продукции
- Краткий обзор российского алкогольного рынка
- Ограничения в рекламе алкогольной продукции в странах Запада
- Законодательное регулирование рекламы алкогольной продукции в России
- Примеры судебных разбирательств по рекламе алкогольной продукции
- Особенности рекламы алкогольной продукции
- Мерчендайзинг алкогольной продукции
- Особенности рекламы пива
- Реклама табачных изделий
- Краткая история известных табачных марок
- Иностранные табачные компании в России
- Новые российские табачные бренды
- Ограничения в рекламе табачных изделий в странах Запада
- Законодательное регулирование рекламы табачных изделий в России
- Особенности рекламы табачных изделий
- Саморегулирование в области табачной рекламы в России
- Реклама продуктов питания
- Краткая история рекламы продуктов питания
- Новые российские бренды продуктов питания
- Брендирование
- Целевая аудитория рекламы продуктов питания
- Особенности рекламы продуктов питания
- Стимулирование сбыта продуктов питания
- Реклама товаров бытовой химии
- Краткая история рекламы товаров бытовой химии
- Бренды бытовой химии на российском рынке
- Целевая аудитория рекламы товаров бытовой химии
- Особенности рекламы товаров бытовой химии
- Примеры нарушения законодательства в рекламе товаров бытовой химии
- Реклама косметической и парфюмерной продукции
- Краткая история рекламы косметики и парфюмерии
- Виды косметической и парфюмерной продукции
- Бренды косметической и парфюмерной продукции на российском рынке
- Особенности создания рекламы парфюмерно-косметической продукции
- Особенности рекламы косметики и парфюмерии
- Реклама лекарственных средств
- Краткая история рекламы лекарственных средств
- Виды лекарственных средств
- Целевая аудитория рекламы лекарственных средств и ее предпочтения
- Психологические особенности рекламы лекарственных препаратов
- Особенности рекламы лекарственных средств
- Законодательное и саморегулирование рекламы лекарственных средств
- Раздел 2 «Реклама медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью» гласит следующее.
- Реклама товаров для детей
- Краткая история рекламы товаров для детей
- Виды товаров для детей
- Целевая аудитория рекламы товаров для детей
- Особенности рекламы товаров для детей
- Законодательное и саморегулирование рекламы товаров для детей
- Реклама автомобилей
- Краткая история рекламы автомобилей
- Виды автомобилей на российском рынке
- Целевая аудитория рекламы автомобилей
- Виды автомобильной рекламы
- Особенности создания автомобильной рекламы
- Особенности автомобильной рекламы
- Реклама спортивных товаров
- Краткая история рекламы спортивных товаров
- Виды спортивных товаров
- Ведущие бренды спортивных товаров на российском рынке
- Реклама производителей спортивных товаров
- Реклама магазинов спортивных товаров
- Спонсорство в спорте
- Реклама ресторанов
- Краткая история рекламы ресторанов
- Виды кафе и ресторанов
- Лучшая реклама ресторана — мода на него
- Особенности рекламы ресторанов
- Нетрадиционная реклама ресторанов
- Реклама туристических услуг
- Краткий обзор российского рынка туризма
- Особенности туризма как объекта рекламы
- Символы и слоганы в туристической рекламе
- Особенности традиционной и нетрадиционной туристической рекламы
- Законодательное регулирование туристической рекламы
- Реклама мобильной связи
- Особенности рекламы мобильной связи
- Принцип работы сотовой сети. Стандарты сотовой связи
- Краткая история компаний сотовой связи в России
- Виды рекламы мобильной связи
- Нетрадиционная реклама мобильной связи
- Война тарифных планов
- Законодательное регулирование рекламы мобильной связи
- Политическая реклама
- Краткая история современной политической рекламы
- Краткая история политической рекламы в современной России
- Задачи политической рекламы, подготовка к предвыборной кампании
- Цели и стратегия избирательной кампании, имидж Кандидата
- Генеральный план и стратегия рекламной камлании кандидата
- Виды платной политической рекламы
- Вопросы
- Правовое регулирование рекламной деятельности
- Правовое регулирование рекламы до 1995 года
- Краткая история создания Закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Общие требования к рекламе
- Ненадлежащая реклама
- Права и обязанности участников рекламной деятельности
- Государственный контроль в области рекламы
- Другие законы, регулирующие рекламную деятельность
- Авторское право в рекламной деятельности
- Саморегулирование в рекламе
- Законодательное регулирование политической рекламы
- Вопросы
- Библиография Русскоязычная литература
- Англоязычная литература
- Ссылки в Интернете:
- Что, где и как рекламировать Практические советы
- Лицензия ид № 05784 от 07.09.01.