Авторское право в рекламной деятельности
Закон «Об авторском праве и смежных нравах» (№ 5351 - 1) был принят в 1993 году и действует с 19 июля 1995 года в повой редакции (№ 110-ФЗ). В этом законе реклама не упоминается, однако рекламистам при производстве и размещении рекламы следует руководствоваться его положениями и соблюдать права авторов и исполнителей.
Авторское право на произведение наступает в силу факта его создания, для его возникновения не требуется регистрация произведения или иное специальное оформление. Обладатель исключительных авторских нрав может использовать для оповещения о своих нравах знак охраны © (ст. 9).
Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, которые находятся в какой-либо объективной форме, независимо от гражданства авторов и их правопреемников (ст. 5).
Объективные формы произведения: письменная, устная, звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.), изображение (рисунок, картина, план, кино-, теле-, видео-, фотокадр и т. п.), объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.) и др. (ст. 6).
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения и способа его выражения. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст. 6).
Объектами авторского нрава (ст. 7) являются:
• литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
• музыкально-драматические, драматические, сценарные произведения;
• музыкальные произведения с текстом или без текста;
• хореографические произведения;
• произведения живописи, скульптуры, архитектуры;
• фотографические произведения и т. д.
Объектами авторского права (ст. 8) не являются:
• официальные документы (законы, судебные решения и т. д.);
• государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
• произведения народного творчества;
• сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом нескольких лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 10).
Если часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения, то она признается имеющей самостоятельное значение. Соавтор, создавший имеющую самостоятельное значение часть произведения, имеет право ее использовать по своему усмотрению, если иное не предусмотрено в соглашении между соавторами.
Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.
Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права (ст.15):
• право признаваться автором произведения (право авторства);
• право использовать пли разрешать использовать произведение под именем автора, под псевдонимом или анонимно (право на имя);
• право обнародовать или разрешать обнародовать произведение, включая право на отзыв (право на обнародование);
• право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации).
Автору принадлежат также имущественные права, т. е. исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Автор имеет право осуществлять или разрешать следующие действия:
• воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
• распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение);
• публично показывать произведение (право на показ);
• публично исполнять произведение (право на исполнение);
• сообщать произведение (право на передачу в эфир и но кабелю);
• переводить произведение (право на перевод);
• переделывать, аранжировать... произведение (право на переработку).
Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено в договоре между ним и автором. Размер и порядок оплаты авторского вознаграждения за использование служебного произведения устанавливаются договором между автором и работодателем (ст. 14). Автор служебного произведения не имеет права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв).
Авторский договор должен предусматривать (ст. 31):
• способы использования произведения;
• срок и территории, на которые передается право;
• размер (порядок его определения) вознаграждения, порядок и сроки его выплаты;
• другие условия, которые стороны сочтут существенными.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ст. 27. Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то право автора действует в течение 50 лет после его выпуска.
По истечении указанных сроков произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться нрава авторства, права на имя и защиту репутации (ст. 28).
Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания (ст. 36). Производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои Ирана в пределах нрав по договору с исполнителем и автором. Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные права: право на имя, право па защиту исполнителя от всякого искажения, право на использование исполнения в любой форме (ст. 37). Смежные права действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки (ст. 43).
За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. При этом контрафактными признаются экземпляры произведения, изготовление или распространение которых нарушает авторские и смежные права (ст. 48).
Обладатели исключительных авторских и смежных прав могут требовать от нарушителя (ст. 49);
• признания прав;
• восстановления существовавшего до нарушения нрава положения;
• возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
• взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения прав, вместо возмещения убытков;
• выплаты компенсации от 10 до 50 тыс. МРОТ вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
• принятия иных предусмотренных законодательством мер.
Закон «Об авторском праве» необходимо строго соблюдать при изготовлении рекламной продукции: при использовании музыкальных произведений, отрывков из кинофильмов, образов киногероев, мультипликационных героев, литературных и художественных образов и т. д. необходимо получить разрешение у владельцев авторских прав на эти произведения и образы, а также выплатить им авторское вознаграждение.
Помимо прочего, очень важный элемент при изготовлении рекламы — договоры с исполнителями — артистами, моделями, с теми, кто становится «лицом» товара в рекламных роликах и печатной рекламе. В этих договорах важно четко оговаривать следующее: территорию, на которой может экспонироваться рекламное произведение, сроки его экспонирования, в каких видах рекламы может быть использован образ этого человека (например, только в печатной или в разных видах рекламы) и т. д. В зависимости от того, как широко это обозначено в договоре, может существенно варьироваться сумма, выплаченная исполнителю. Плохо составленный договор или несоблюдение этих условий в практике рекламной деятельности часто приводит к спорам сторон.
Другой момент — в контракте должно быть оговорено, имеет ли право исполнитель роли в одной рекламе участвовать в другой. Как правило, рекламодатель требует от исполнителя эксклюзивности его образа для рекламы своей продукции. Потому что в России ввиду неопытности производителей рекламы часто случается. что один и тот же человек может оказаться лицом прямых конкурентов. Понятно, что это совершенно недопустимо.
Например, серьезный конфликт разгорелся в 1999 году между The Coca-Cola Company и PepsiCo из-за известного российского футболиста Сергея Семака.
В 1998 году The Coca-Cola Company стала спонсором футбольной сборной России. А PepsiCo в свою очередь в 1999 году — спонсором московского клуба ЦСКА.
1 июня того же года на улицах Москвы появилась наружная реклама, а на центральных телеканалах — ролики, в которых один из лучших футболистов ЦСКА Сергей Семак в полосатой майке «Команды Pepsi» рассказывал о достоинствах пепси-колы.
Проблема заключалась в том, что одновременно Сергей Семак был и членом сборной России по футболу, а контракт между The Coca-Cola Company и Российским футбольным союзом — общественной организацией, которой «принадлежит» сборная России, — запрещал игрокам сборной рекламировать «другие прохладительные напитки», т. е. и Pepsi.
The Coca-Cola Company выразила недовольство действиями как Сергея Сема-ка, так и своего прямого конкурента, но, несмотря на протесты, рекламная кампания с участием Семака была проведена до конца.
В договоре между производителем рекламной продукции и ее заказчиком также важно оговорить (и от этого существенно зависит общая стоимость договора), кто будет владеть правами на данное произведение рекламною творчества. Иногда даже оговаривается владение архивом съемок, ведь для производства ролика снимается значительно больше материала, чем используется потом при монтаже. Если архив рекламодатель покупает, то это должно быть оговорено в контракте, или по умолчанию архивом владеет рскламопроизводитель.
К сожалению, в мировой практике рекламной деятельности существуют недобросовестные заказчики. Они делают заказ агентству на создание какого-либо вида рекламы (сценария ролика, идеи плаката), в ходе работы над ним отказываются от заказа, а через какое-то время оказывается, что они либо сами использовали эту идею, либо поручили реализовать ее другому агентству (обычно за меньшие деньги). То же относится и к презентациям концепций, которые агентство делает для клиента во время тендера.
Эта проблема актуальна во всем мире, но создатели рекламы пока не придумали универсального способа борьбы с такого рода «пиратством». Во многом это связано с тем, что сроки подачи рекламного предложения ограничены, а процесс получения патента (копирайта) на идею растягивается на более длительный срок, т. е. рекламопроизводитель просто не успевает зарегистрировать авторские нрава на свое произведение.
В России АКАР предложила идею депозитария: любой творец одновременно с презентацией своей идеи заказчику может положить свои разработки в конверт, запечатать его и послать заказным письмом в АКАР. Этот конверт хранится в сейфе для членов АКАР бесплатно, для остальных — за небольшую плату. И если возникает конфликт между РА и клиентом, то для Арбитражного суда дата отправки конверта является подтверждением приоритета создателя рекламы.
- Глава 1 Маркетинговые коммуникации и их планирование 19
- Глава 2 Традиционная реклама. 42
- 2.2 Реклама на радио 53
- 2.3 Интернет-реклама 63
- Глава 3 Нетрадиционная реклама 134
- Глава 4 Особенности рекламы отдельных категорий товаров и услуг 194
- 4.3 Реклама табачных изделий 220
- Глава 5 Правовое регулирование рекламной деятельности 346
- Маркетинговые коммуникации и их планирование
- Маркетинговые коммуникации
- Концепция маркетинга
- Товар как элемент маркетинга-микс
- Распределение как элемент маркетинга-микс
- Цена как элемент маркетинга-микс
- Маркетинговые коммуникации
- Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций
- Причины создания имк
- Планирование в маркетинге
- Коммуникации и обратная связь в системе маркетинговых коммуникаций
- Составление маркетингового плана
- План маркетинговых коммуникаций
- Моделирование результатов маркетинговых коммуникаций
- Стратегические решения имк
- Организация бизнеса и имк
- Вопросы
- Традиционная реклама.
- Зарождение телевизионной рекламы.
- 3 Место в номинации «Услуги, сервис» конкурса «Печатная реклама» 13 ммфр
- Появление телевизионной рекламы в России
- Структура российского телевидения
- Преимущества и недостатки телевидения как рекламоносителя
- Жанры телевизионной рекламы
- Создание телевизионной рекламы
- Ценообразование при размещении телерекламы
- Законодательное регулирование рекламы на телевидении
- Краткая история радиовещания в России
- Зарождение радиорекламы
- Преимущества и недостатки радио как рекламоносителя
- Что и как рекламировать на радио
- 3 Место в номинации «Товары для дома и офиса, отделочные материалы»
- Жанры радиорекламы
- Создание рекламного радиоролика
- Ценообразование и покупка рекламного времени
- Законодательное регулирование рекламы на радио
- Развитие сети Интернет как технологии и средства массовой коммуникации
- Конвергенция Интернета с другими смк
- Интернет в маркетинговых коммуникациях компаний
- Преимущества и недостатки Интернета как рекламоносителя
- Общая модель рекламной коммуникации в Интернете
- Форматы рекламы и формы присутствия в Интернете
- Оценка эффективности онлайн-рекламы
- Российская интернет-аудитория
- 2.1. Динамика роста российской интернет-аудитории до 2002 года. Поданным comcon Media, GallupNet
- Перспективы российского рынка интернет-рекламы
- Структура российского рынка интернет-рекламы и интернет-маркетинга
- 1 Место в номинации Beyond the Banners конкурса «Реклама в Интернете» 12 ммфр
- Ценообразование в интернет-рекламе
- Регулирование рекламы в Интернете
- Глоссарий
- Зарождение рекламы в кинотеатрах
- 1 Место в номинации «Одежда, обувь, аксессуары» конкурса
- Реклама в кинотеатрах: новый этап
- Московские кинотеатры: возможности, аудитория, цены
- Что и как рекламировать в кинотеатрах
- Преимущества и недостатки рекламы в кинотеатрах
- Законодательное регулирование рекламы в кинотеатрах
- Зарождение газетной рекламы
- Российский газетный рынок
- Классификация газет
- Преимущества и недостатки газеты как рекламоносителя
- 3 Место в номинации «Средства массовой информации» конкурса
- Виды газетной рекламы
- Создание газетной рекламы
- Ценообразование в печатных изданиях
- Законодательное регулирование рекламы в прессе
- Зарождение рекламы в журналах
- Российский журнальный рынок
- Классификация журналов
- 2 Место в номинации «Средства массовой информации» конкурса
- Преимущества и недостатки журнала как рекламоносителя
- Виды журнальной рекламы
- Особенности создания журнальной рекламы
- Особенности размещения рекламы в журналах
- Зарождение рекламной прессы
- Газеты бесплатных частных объявлений
- Рекламные и рекламно-информационные издания
- Издания по оптовой торговле
- Зарождение наружной рекламы
- Российский рынок наружной рекламы
- Виды рекламных конструкций в наружной рекламе
- Преимущества и недостатки наружной рекламы
- Особенности создания наружной рекламы
- Особенности размещения наружной рекламы
- Ценообразование в наружной рекламе
- Законодательное регулирование наружной рекламы
- Нетрадиционная реклама
- Директ-маркетинг
- Краткая история директ-маркетинга
- Директ-маркетинг: что это такое?
- Прямая почтовая рассылка
- Телефонный маркетинг
- Директ-маркетинг и телевидение
- Цели и целевая аудитория директ-маркетинговой кампании
- Проведение директ-маркетинговых акций
- Составление рекламного письма
- Законодательное регулирование рекламы на почтовых отправлениях
- Мерчендайзинг
- Мерчендайзинг: что это такое?
- Оформление места продаж
- Оборудование торгового зала
- Выкладка товаров
- Эффективное представление товаров
- Виды рекламной информации в местах продаж
- Промоушн
- Промоушн: что это такое?
- Преимущества и недостатки промоушна
- Стратегии стимулирования сбыта
- Промоушн для потребителей
- Промоушн для торговых посредников
- Выставки
- Краткая история выставок
- Выставка как инструмент маркетинга
- Цели участия в выставке
- Подготовка к выставке
- Работа на стенде
- Реклама на выставке
- Контроль эффективности участия в выставке
- Презентации
- Презентация: что это такое?
- Классификация презентаций по целям и величине аудитории
- Типы презентаций в зависимости от дополнительных акций
- Важные элементы презентации
- Организация презентации
- 1 Место в номинации «Корпоративная реклама» конкурса
- Вопросы
- Особенности рекламы отдельных категорий товаров и услуг
- Реклама банков
- Краткая история банковской рекламы в России
- Особенности банковской рекламы
- Мотивационная теория и банковская реклама
- Виды банковской рекламы
- Формы и элементы банковской рекламы
- Визуальные изображения в банковской рекламе
- Законодательное регулирование финансовой рекламы
- Реклама алкогольной продукции
- Краткий обзор российского алкогольного рынка
- Ограничения в рекламе алкогольной продукции в странах Запада
- Законодательное регулирование рекламы алкогольной продукции в России
- Примеры судебных разбирательств по рекламе алкогольной продукции
- Особенности рекламы алкогольной продукции
- Мерчендайзинг алкогольной продукции
- Особенности рекламы пива
- Реклама табачных изделий
- Краткая история известных табачных марок
- Иностранные табачные компании в России
- Новые российские табачные бренды
- Ограничения в рекламе табачных изделий в странах Запада
- Законодательное регулирование рекламы табачных изделий в России
- Особенности рекламы табачных изделий
- Саморегулирование в области табачной рекламы в России
- Реклама продуктов питания
- Краткая история рекламы продуктов питания
- Новые российские бренды продуктов питания
- Брендирование
- Целевая аудитория рекламы продуктов питания
- Особенности рекламы продуктов питания
- Стимулирование сбыта продуктов питания
- Реклама товаров бытовой химии
- Краткая история рекламы товаров бытовой химии
- Бренды бытовой химии на российском рынке
- Целевая аудитория рекламы товаров бытовой химии
- Особенности рекламы товаров бытовой химии
- Примеры нарушения законодательства в рекламе товаров бытовой химии
- Реклама косметической и парфюмерной продукции
- Краткая история рекламы косметики и парфюмерии
- Виды косметической и парфюмерной продукции
- Бренды косметической и парфюмерной продукции на российском рынке
- Особенности создания рекламы парфюмерно-косметической продукции
- Особенности рекламы косметики и парфюмерии
- Реклама лекарственных средств
- Краткая история рекламы лекарственных средств
- Виды лекарственных средств
- Целевая аудитория рекламы лекарственных средств и ее предпочтения
- Психологические особенности рекламы лекарственных препаратов
- Особенности рекламы лекарственных средств
- Законодательное и саморегулирование рекламы лекарственных средств
- Раздел 2 «Реклама медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью» гласит следующее.
- Реклама товаров для детей
- Краткая история рекламы товаров для детей
- Виды товаров для детей
- Целевая аудитория рекламы товаров для детей
- Особенности рекламы товаров для детей
- Законодательное и саморегулирование рекламы товаров для детей
- Реклама автомобилей
- Краткая история рекламы автомобилей
- Виды автомобилей на российском рынке
- Целевая аудитория рекламы автомобилей
- Виды автомобильной рекламы
- Особенности создания автомобильной рекламы
- Особенности автомобильной рекламы
- Реклама спортивных товаров
- Краткая история рекламы спортивных товаров
- Виды спортивных товаров
- Ведущие бренды спортивных товаров на российском рынке
- Реклама производителей спортивных товаров
- Реклама магазинов спортивных товаров
- Спонсорство в спорте
- Реклама ресторанов
- Краткая история рекламы ресторанов
- Виды кафе и ресторанов
- Лучшая реклама ресторана — мода на него
- Особенности рекламы ресторанов
- Нетрадиционная реклама ресторанов
- Реклама туристических услуг
- Краткий обзор российского рынка туризма
- Особенности туризма как объекта рекламы
- Символы и слоганы в туристической рекламе
- Особенности традиционной и нетрадиционной туристической рекламы
- Законодательное регулирование туристической рекламы
- Реклама мобильной связи
- Особенности рекламы мобильной связи
- Принцип работы сотовой сети. Стандарты сотовой связи
- Краткая история компаний сотовой связи в России
- Виды рекламы мобильной связи
- Нетрадиционная реклама мобильной связи
- Война тарифных планов
- Законодательное регулирование рекламы мобильной связи
- Политическая реклама
- Краткая история современной политической рекламы
- Краткая история политической рекламы в современной России
- Задачи политической рекламы, подготовка к предвыборной кампании
- Цели и стратегия избирательной кампании, имидж Кандидата
- Генеральный план и стратегия рекламной камлании кандидата
- Виды платной политической рекламы
- Вопросы
- Правовое регулирование рекламной деятельности
- Правовое регулирование рекламы до 1995 года
- Краткая история создания Закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Общие требования к рекламе
- Ненадлежащая реклама
- Права и обязанности участников рекламной деятельности
- Государственный контроль в области рекламы
- Другие законы, регулирующие рекламную деятельность
- Авторское право в рекламной деятельности
- Саморегулирование в рекламе
- Законодательное регулирование политической рекламы
- Вопросы
- Библиография Русскоязычная литература
- Англоязычная литература
- Ссылки в Интернете:
- Что, где и как рекламировать Практические советы
- Лицензия ид № 05784 от 07.09.01.