logo
Что где и как рекламировать

Зарождение радиорекламы

Естественно, в первые десятилетия советской власти о рекламе на государствен­ном радио, бывшем главным средством пропаганды, не могло быть и речи. Тем не менее, потребность в оперативном коммерческом информировании населения су­ществовала, и наиболее подходящим средством для этого было радио. Поэтому во второй половине XX века на советском радио появилась реклама в блоках инфор­мационных объявлений, которые выходили в утренние и дневные часы. Реклам­ные объявления, которые заказывали, как правило, промышленные и торговые предприятия, читали дикторы. Настоящая коммерческая реклама впервые появи­лась в 1990 году на частной радиостанции «Европа плюс Москва».

Но во многих других странах, например, в США, где радио с момента его появ­ления было коммерческим, проникновение в эфир рекламных сообщений было вполне естественным. Однако произошло это не сразу, и радиореклама поначалу столкнулась с серьезным препятствием — негативным общественным мнением.

Первая в Америке коммерческая радиопередача вышла на питтсбургской радио­станции KDKA в 1920 году. Принять ее в то время могло меньше тысячи радио­приемников. Но уже вскоре в США начался настоящий радиобум. «За полгода, на­чиная с осени 1921 года, было продано полмиллиона радиоприемников. К 1929 году радио имели две из пяти американских семей, к 1940-му — четыре из пяти. Число лицензированных станций также увеличилось с 30 в конце 1920 года до 576 к на­чалу 1923-го» [69. С. 235].

В течение двух лет радиостанции вещали без рекламы. «Семейный круг — это не общественное место, — предупреждал журнал Printer's Ink в 1922 году, — и рек­ламе не следует вторгаться гуда, куда ее не приглашали». Но позднее, в том же году нью-йоркская станция WEAF решила рискнуть и продала время рекламодателям. В первой коммерческой радиопередаче рассказывалось о некоей фирме из Лонг-Айленда, торгующей недвижимостью; она заплатила 50 долл. за 10 минут эфира, в течение которых прозвучали несколько объявлений о продаже квартир. Меньше чем через год у станции WEAF было 25 спонсоров» [69. С. 237].

Поначалу наиболее популярной формой радиорекламы было спонсорство. Рекламодатели финансировали музыкальные программы, комедийные и ток-шоу. В таких передачах дикторы поначалу просто читали рекламный текст, позже особую популярность получили рекламные песни (джинглы). Некоторые из пере­дач носили имя спонсора, например, «Час Дрожжей Fleischmann» или «Шоу Maxwell House». В 1930-е годы, ставшие Полотым веком радио, особую популяр­ность получили радиосериал, так называемые «мыльные оперы» (так позже ста­ли называть и телесериалы). Такое название длинные сентиментальные истории, выходившие в эфир ежедневно небольшими частями, получили от своих первых спонсоров — производителей моющих средств. Среди них были, например, произ­водители зубной пасты Kolynos и моющего средства Oxydol.

Но с приходом телевидения подобные передачи прекратили свое существова­ние. К 1950-м годам радиостанции стали более специализированными, рассчи­танными на определенную аудиторию — по географическому признаку, возрасту, музыкальным пристрастиям и т. д. А рекламисты стали искать новые формы ра­диорекламы.

Журнальные полосы из серии «Наше радио» (a, б, в). Радиостанция «Наше Радио».

PA D'Arcy (Москва). 2 место в номинации «Средства массовой информации»

конкурса «Печатная реклама» 9 ММФР