logo
Что где и как рекламировать

Краткая история выставок

Выставки и ярмарки, являясь одним из способов продвижения товаров, тем не менее, считаются особой маркетинговой категорией. Со времени своего появления они играют важную роль в развитии предпринимательства и налаживании эконо­мических связей всех уровней.

«Одна из первых общенациональных демонстраций экономических успехов государства была предпринята наиболее продвинутой в этом отношении стра­ной — Англией — в 1756 году. Лондонская экспозиция получила всеевропейский резонанс. В 1763 году была организована выставка национальных достижений в Париже, через два года — в Дрездене (1765 год). Столицы других немецких кня­жеств последовали этому престижному примеру. В 1786 году организуется тор­гово-промышленная выставка в Берлине, в 1788 году — в Мюнхене, в 1790 году - в Гамбурге.

Так были заложены основы одного из наиболее трудоемких видов рекламного демонстрирования товаров, услуг и зрелищ, однако и чрезвычайно продуктивного по совокупности достигаемых результатов...

Первая интернациональная выставка состоялась в Лондоне в 1851 году под широковещательным заголовком «Индустриальная выставка всех народов» [80. С. 190-191].

К концу XIX века такие выставки стали называться Всемирными, и проходили они раз в несколько лет в столицах европейских стран и крупных городах США. Наиболее значительными были выставка 1889 года в Париже, к открытию которой была построена Эйфелева башня, и выставка 1893 года в Чикаго, где посетителей поражала электрифицированная реклама.

В России, начиная с 1829 года, выставки, сначала называвшиеся Всероссий­скими мануфактурными, также стали регулярным явлением. Самой масштабной стала московская выставка 1882 года. «На ней демонстрировались уже около че­тырех тысяч экспонатов, и диапазон охвата ими жизненной реальности расширил­ся. Это отражалось в изменении наименования всей экспозиции, которая теперь называлась Всероссийской художественно-промышленной выставкой... Здесь были представлены изделия тяжелой и легкой промышленности, бронзовое литье, ме­бель, посуда, ювелирные изделия, а также раздел продукции кустарного производ­ства...

В качестве примечательной детали, запомнившейся многим посетителям этой выставки, стал рекламный трюк, устроенный парфюмерной фирмой "Брокаръ и К"" под влиянием западных образцов. Около павильона, где экспонировалась парфюмерная продукция, был устроен фонтанчик, из которого текла не вода, а оде­колон "Цветочный". Относительно широчайшей популярности фирмы среди тех, кто прикоснулся к фонтанчику или услышал о нем от других, не приходилось со-мнс'ваться (см. раздел 4.6.1 наст. изд. — Прим. авторов).

Выставки подобного рода в целом сформировались к концу XX века как синте­тическая форма рекламы, где были представлены буквально все ее разновидности. Однако на первое место в условиях выставочного пространства выдвигаются рек­ламные акции, т. е. организация неких событий, имеющих рекламную цель, демон­страцию тех или иных объектов в динамике, в действии» [80. С. 246-247].