logo
Что где и как рекламировать

Особенности традиционной и нетрадиционной туристической рекламы

Основные СМИ для размещения туристической рекламы — пресса, радио и на­ружная реклама. Телевидение, особенно общенациональное, используется крайне редко — в основном для проведения масштабных имиджевых рекламных кампа­ний страны, как это происходило с кампанией представительства министерства туризма Турции.

На продвижение Турции в России в 2000 году «было выделено 4 млн долл.. что составляет около 10% от мирового рекламного бюджета. В 2001 году бюджет был увеличен до 5 млн долл., а в 2003 планировалось потратить около 6,5 млн долл.... Примерно половина средств традиционно тратится на телерекламу, также активно используются «наружка» (25%), печатные СМИ (15%) и радио (10%). Задейство­вана и Интернет-реклама. Помимо этого в кампании есть элементы кросс-промоушна: посольство продвигает страну в целом, а турфирмы размещают на рекламных модулях красно-зелено-голубой тюльпанчик — символ Турецкого бюро по туриз­му» [85] (см. табл. 4.8-4.11).

Таблица 4.8

Ведущие рекламодатели на ТВ в категории «Услуги по туризму, спорту и отдыху», июнь – август 2002 года

1

Представительство министерства туризма Турции

2

Кипрская организация по туризму

3

Египетское управление по развитию туризма

4

ICEP Portugal

5

Super Nova

Таблица 4.9

Ведущие рекламодатели на ТВ в категории «Услуги по туризму, спорту и отдыху», март-май 2003 года2

1

Корейская национальная туристическая

2

ITS

3

Египетское управление по развитию туризма

4

Представительство министерства туризма Турции

5

Тунисское национальное представительство по туризму

В отличие от имнджевой, рекламу услуг туристические компании размещают преимуществснно в прессе, причем либо в специализированной (журналы «Ту­ризм и отдых», «Вояж и отдых» и др.), либо в специальных рубриках или вкладках массовых изданий (например, страничка «Турклуб» в газете «Московский комсо­молец», рекламная вкладка «Туризм» в газете «Известия» и т. п.).

Особенности рекламы отдельных категорий товаров и услуг 351

Таблица 4.10

Ведущие рекламодатели в прессе в категории «Услуги по туризму, спорту и отдыху», июнь-август 2002 года

1

Tez Tour

2

Regas Travel Inc.

3

«Нева»

4

Представительство министерства туризма Турции

5

«Куда.ру»

Таблица 4.11

Ведущие рекламодатели в прессе в категории «Услуги по туризму, спорту и отдыху», март-май 2003 года

1

Tez Tour

2

Bentour International

3

«Нева»

4

Представительство министерства туризма Турции

5

«Зевс Трэвел»

В 2000-с годы все больше туристических фирм используют для рекламы своих услуг Интернет.

Некоторые из них стали сокращать объемы рекламных объявлений в прессе, от­давая предпочтение Интернету и направляя на него до 30% рекламного бюджета.

«Этим каналом пользуются как операторы, так и посольства. Такая активность связана с тем, что месячная посещаемость туристических ресурсов норой превы­шает тираж популярных специализированных издании, при этом интернет-рекла-ма менее затратив.

Кроме создания собственных сайтов, которые есть не у всех операторов, наибо­лее популярно размещение информации о турах в базах данных, причем лучшие места на порталах к началу сезона уже заняты. Также действенно, но мнению иг­роков рынка, размещение информации в поисковиках. Суммарный объем рекла­мы туристических услуг в Интернете оценивается в 40-50 тыс. долл. в год.

"Особенно привлекательна Интернет-реклама для небольших туроператоров. Реклама в прессе стоит дорого и, по признанию игроков, не приносит желаемой отдачи. Зато сеть — довольно дешевый способ привлечь клиентов, который сни­жает и временные затраты на их обслуживание, — ведь турист звонит, уже многое зная о предложении", — уверен руководитель отдела по работе с клиентами тури­стического портала Travel.ru Андрей Парасков. По его мнению, с течением време­ни большая часть операторов полностью уйдет в сеть» [85].

Помимо традиционной рекламы, туристические компании используют и ее не­традиционные виды.

Прежде всего, это выставки. В Москве ежегодно проходят две крупные между­народные туристические выставки — MITT (весной) и «Туризм и отдых» (осенью). в которых принимают участие государственные туристические организации и ту­ристические компании разных стран, а также крупнейшие российские туроператоры.

Во время выставок участники проводят презентации и семинары, различные промоушн-акции для посетителей, раздают сувенирную продукцию.

Впрочем, методы стимулирования сбыта туристические компании использу­ют не только во время выставок.

Для стимулирования туристических агентств многие туроператоры применя­ют накопительные скидки, кооперированную рекламу, а также организуют рекламно-информационные туры в продвигаемые ими страны, в которые могут поехать сотрудники турагентств за более низкую, чем обычно, плату. Во время таких туров участники знакомятся с достопримечательностями страны и осматривают отели, места в которых предлагает туроператор.

Для стимулирования клиентов туристические компании используют скидки (как правило, за «горящие» туры) и спецпредложения па отдельные групповые туры, даты вылета или отели, когда цена за тур ниже обычного.

Кроме того, туроператоры предлагают клиентам фирменные буклеты, пакеты и сувенирную продукцию (ручки, блокноты, календари, зажигалки, бейсболки и т. п.).

ДМ-акции в российской практике проводятся значительно реже, чем в запад­ных странах, где первое место в туристической рекламе занимает ДМ.