logo search
Что где и как рекламировать

Государственный контроль в области рекламы

Полномочия по контролю в области рекламы возложены на федеральный ан­тимонопольный орган (в настоящее время — ФАС) и его территориальные отде­ления. Сотрудники федерального антимонопольного органа (ст. 27) имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим матери­алам рекламодателей, рскламонроизводителей и рекламораспространителей при условии соблюдения коммерческой тайны.

Следует иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за нарушение рекламного законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказана вина рекламопроизводителя или рекла-мораспространителя; рекламопроизводитель — в части оформления, производства и подготовки рекламы; рекламораспрострапитель — в отношении времени, места и средств размещения рекламы (ст. 30).

В статье 26 описываются полномочия федерального антимонопольного органа при осуществлении государственного контроля над соблюдением российского за­конодательства о рекламе. В его компетенцию входит предупреждение и пресече­ние фактов ненадлежащей рекламы, направление предписаний о прекращении нарушений и решений об осуществлении контррекламы, направление материалов о нарушителях для решения вопросов о приостановлении или досрочном аннули­ровании лицензии по соответствующему виду деятельности, а также материалов в прокуратуру и другие правоохранительные органы для решения вопроса о воз­буждении уголовного дела, предъявление исков в суды (арбитражные суды), в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы. Этот орган может заключать с участниками рекламного процесса соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

В случае нарушения рекламного законодательства федеральный антимонополь­ный орган вправе вынести решение об осуществлении контррекламы (ст. 29). Рас­ходы по контррекламе несет нарушитель. Контрреклама осуществляется в том же средстве распространения и месте, с той же продолжительностью, что и опро­вергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с вынесшим решение антимонопольным органом. Этот орган имеет право заме­нить средство распространения, место и продолжительность контррекламы. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, то антимоно­польный орган может полностью или частично приостановить рекламу нарушите­ля до дня завершения распространения им контррекламы.

Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораснрострапители (юриди­ческие или физические лица) несут за нарушение законодательства о рекламе гражданско-правовую ответственность (ст. 31).

Если ненадлежащая реклама привела к нарушению прав и интересов граждан или юридических лиц, они имеют право обратиться в суд (арбитражный суд) с иска­ми, в том числе о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровер­жении ненадлежащей рекламы. При исках о возмещении вреда здоровью, имуще­ству, чести, достоинству и деловой репутации истцы освобождаются от уплаты гос­пошлины.

«Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Рос­сийской Федерации о рекламе» зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 28 ноября 1995 года и детально описывает процедуру и форму работы федераль­ного антимонопольного органа (его территориальных органов) по установлению факта ненадлежащей рекламы и последующих действий в отношении нарушителя законодательства.

Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель могут об­ратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) предписания или решения антимонопольного органа. Подача заявления в суд не приостанавливает исполнения предписания или реше­ния, если суд не вынесет решения о приостановлении.

С принятием Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) ответ­ственность за нарушение законодательства о рекламе определяется этим законо­дательным актом.