logo search
Что где и как рекламировать

Авторское право в рекламной деятельности

Закон «Об авторском праве и смежных нравах» (№ 5351 - 1) был принят в 1993 году и действует с 19 июля 1995 года в повой редакции (№ 110-ФЗ). В этом законе рек­лама не упоминается, однако рекламистам при производстве и размещении рекла­мы следует руководствоваться его положениями и соблюдать права авторов и испол­нителей.

Авторское право на произведение наступает в силу факта его создания, для его возникновения не требуется регистрация произведения или иное специальное оформление. Обладатель исключительных авторских нрав может использовать для оповещения о своих нравах знак охраны © (ст. 9).

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнаро­дованные произведения, которые находятся в какой-либо объективной форме, не­зависимо от гражданства авторов и их правопреемников (ст. 5).

Объективные формы произведения: письменная, устная, звуко- или видеоза­пись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.), изображение (ри­сунок, картина, план, кино-, теле-, видео-, фотокадр и т. п.), объемно-простран­ственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.) и др. (ст. 6).

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искус­ства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначе­ния и достоинства произведения и способа его выражения. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, прин­ципы, открытия, факты (ст. 6).

Объектами авторского нрава (ст. 7) являются:

• литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

• музыкально-драматические, драматические, сценарные произведения;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• хореографические произведения;

• произведения живописи, скульптуры, архитектуры;

• фотографические произведения и т. д.

Объектами авторского права (ст. 8) не являются:

• официальные документы (законы, судебные решения и т. д.);

• государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные зна­ки и т. д.);

• произведения народного творчества;

• сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом нескольких лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из ча­стей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 10).

Если часть произведения может быть использована независимо от других ча­стей этого произведения, то она признается имеющей самостоятельное значение. Соавтор, создавший имеющую самостоятельное значение часть произведения, имеет право ее использовать по своему усмотрению, если иное не предусмотрено в соглашении между соавторами.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совме­стно.

Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права (ст.15):

• право признаваться автором произведения (право авторства);

• право использовать пли разрешать использовать произведение под именем автора, под псевдонимом или анонимно (право на имя);

• право обнародовать или разрешать обнародовать произведение, включая право на отзыв (право на обнародование);

• право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, спо­собного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репу­тации).

Автору принадлежат также имущественные права, т. е. исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Автор имеет право осуществлять или разрешать следующие действия:

• воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

• распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сда­вать в прокат и т. д. (право на распространение);

• публично показывать произведение (право на показ);

• публично исполнять произведение (право на исполнение);

• сообщать произведение (право на передачу в эфир и но кабелю);

• переводить произведение (право на перевод);

• переделывать, аранжировать... произведение (право на переработку).

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на исполь­зование служебного произведения принадлежат работодателю, если иное не пре­дусмотрено в договоре между ним и автором. Размер и порядок оплаты авторского вознаграждения за использование служебного произведения устанавливаются до­говором между автором и работодателем (ст. 14). Автор служебного произведения не имеет права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произ­ведения (право на отзыв).

Авторский договор должен предусматривать (ст. 31):

• способы использования произведения;

• срок и территории, на которые передается право;

• размер (порядок его определения) вознаграждения, порядок и сроки его выплаты;

• другие условия, которые стороны сочтут существенными.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смер­ти, за исключением случаев, предусмотренных ст. 27. Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то право автора действует в течение 50 лет после его выпуска.

По истечении указанных сроков произведение переходит в общественное до­стояние и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться нрава авторства, права на имя и защиту репутации (ст. 28).

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания (ст. 36). Производители фоно­грамм и организации вещания осуществляют свои Ирана в пределах нрав по дого­вору с исполнителем и автором. Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные права: право на имя, право па защиту исполнителя от всякого искажения, право на использование исполнения в любой форме (ст. 37). Смежные права действуют в течение 50 лет после первого исполне­ния или постановки (ст. 43).

За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и админист­ративная ответственность. При этом контрафактными признаются экземпляры произведения, изготовление или распространение которых нарушает авторские и смежные права (ст. 48).

Обладатели исключительных авторских и смежных прав могут требовать от нарушителя (ст. 49);

• признания прав;

• восстановления существовавшего до нарушения нрава положения;

• возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

• взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения прав, вместо возмещения убытков;

• выплаты компенсации от 10 до 50 тыс. МРОТ вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

• принятия иных предусмотренных законодательством мер.

Закон «Об авторском праве» необходимо строго соблюдать при изготовлении рекламной продукции: при использовании музыкальных произведений, отрывков из кинофильмов, образов киногероев, мультипликационных героев, литературных и художественных образов и т. д. необходимо получить разрешение у владельцев авторских прав на эти произведения и образы, а также выплатить им авторское вознаграждение.

Помимо прочего, очень важный элемент при изготовлении рекламы — догово­ры с исполнителями — артистами, моделями, с теми, кто становится «лицом» то­вара в рекламных роликах и печатной рекламе. В этих договорах важно четко ого­варивать следующее: территорию, на которой может экспонироваться рекламное произведение, сроки его экспонирования, в каких видах рекламы может быть ис­пользован образ этого человека (например, только в печатной или в разных видах рекламы) и т. д. В зависимости от того, как широко это обозначено в договоре, мо­жет существенно варьироваться сумма, выплаченная исполнителю. Плохо состав­ленный договор или несоблюдение этих условий в практике рекламной деятель­ности часто приводит к спорам сторон.

Другой момент — в контракте должно быть оговорено, имеет ли право испол­нитель роли в одной рекламе участвовать в другой. Как правило, рекламодатель требует от исполнителя эксклюзивности его образа для рекламы своей продукции. Потому что в России ввиду неопытности производителей рекламы часто случается. что один и тот же человек может оказаться лицом прямых конкурентов. Понят­но, что это совершенно недопустимо.

Например, серьезный конфликт разгорелся в 1999 году между The Coca-Cola Company и PepsiCo из-за известного российского футболиста Сергея Семака.

В 1998 году The Coca-Cola Company стала спонсором футбольной сборной России. А PepsiCo в свою очередь в 1999 году — спонсором московского клуба ЦСКА.

1 июня того же года на улицах Москвы появилась наружная реклама, а на цен­тральных телеканалах — ролики, в которых один из лучших футболистов ЦСКА Сергей Семак в полосатой майке «Команды Pepsi» рассказывал о достоинствах пепси-колы.

Проблема заключалась в том, что одновременно Сергей Семак был и членом сборной России по футболу, а контракт между The Coca-Cola Company и Россий­ским футбольным союзом — общественной организацией, которой «принадлежит» сборная России, — запрещал игрокам сборной рекламировать «другие прохлади­тельные напитки», т. е. и Pepsi.

The Coca-Cola Company выразила недовольство действиями как Сергея Сема-ка, так и своего прямого конкурента, но, несмотря на протесты, рекламная кампа­ния с участием Семака была проведена до конца.

В договоре между производителем рекламной продукции и ее заказчиком так­же важно оговорить (и от этого существенно зависит общая стоимость договора), кто будет владеть правами на данное произведение рекламною творчества. Иног­да даже оговаривается владение архивом съемок, ведь для производства ролика снимается значительно больше материала, чем используется потом при монтаже. Если архив рекламодатель покупает, то это должно быть оговорено в контракте, или по умолчанию архивом владеет рскламопроизводитель.

К сожалению, в мировой практике рекламной деятельности существуют недо­бросовестные заказчики. Они делают заказ агентству на создание какого-либо вида рекламы (сценария ролика, идеи плаката), в ходе работы над ним отказываются от заказа, а через какое-то время оказывается, что они либо сами использовали эту идею, либо поручили реализовать ее другому агентству (обычно за меньшие день­ги). То же относится и к презентациям концепций, которые агентство делает для клиента во время тендера.

Эта проблема актуальна во всем мире, но создатели рекламы пока не придума­ли универсального способа борьбы с такого рода «пиратством». Во многом это свя­зано с тем, что сроки подачи рекламного предложения ограничены, а процесс по­лучения патента (копирайта) на идею растягивается на более длительный срок, т. е. рекламопроизводитель просто не успевает зарегистрировать авторские нрава на свое произведение.

В России АКАР предложила идею депозитария: любой творец одновременно с презентацией своей идеи заказчику может положить свои разработки в конверт, запечатать его и послать заказным письмом в АКАР. Этот конверт хранится в сей­фе для членов АКАР бесплатно, для остальных — за небольшую плату. И если воз­никает конфликт между РА и клиентом, то для Арбитражного суда дата отправки конверта является подтверждением приоритета создателя рекламы.