logo search
Что где и как рекламировать

Законодательное регулирование политической рекламы

Политической агитации посвящены статьи Федеральных законов «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федера­ции» и «О выборах Президента Российской Федерации».

В Законе «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собра­ния Российской Федерации» .№ 175-ФЗ от 20 декабря 2002 года — это ст. 8 «Право на предвыборную агитацию» и глава VIII «Информирование избирателей и пред­выборная агитация».

В Законе «О выборах Президента Российской Федерации» № 19-ФЗ от 10 янва­ря 2003 года — это ст. 8 «Право на предвыборную агитацию» и глава VII «Инфор­мирование избирателей и предвыборная агитация».

В обоих законах статьи 8 практически дублируют друг друга, поэтому приво­дим текст из Закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации».

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные обществен­ные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и име­ющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кан­дидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политиче­ским партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным зако­ном, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам, а также политическим партиям, избира­тельным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к СМИ для проведения предвыбор­ной агитации.

Аналогичны и статьи главы VIII Закона «О выборах депутатов Государствен­ной думы Федерального Собрания Российской Федерации» и главы VII Закона <0 выборах Президента Российской Федерации».

Статья 53/45 «Информационное обеспечение выборов»:

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование из­бирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.

Статья 54/46 «Информирование избирателей» разъясняет, каким образом (че­рез какие организации) осуществляется информирование избирателен, каковы должны быть информационные материалы в агитационный период и каковы обя­занности СМИ при их размещении.

Статья 55/47 «Опросы общественного мнения» объясняет, как должно проис­ходить опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мне­ния, связанных с выборами депутатов Государственной думы (Президента).

Статья 56/48 «Организации телерадиовещания и периодические печатные из­дания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Го­сударственной думы (Президента)» дает определения государственным, муници­пальным и негосударственным организациям телерадиовещания, периодическим печатным изданиям.

Статья 57/49 «Предвыборная агитация».

1. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за кандидата, федеральный список кандидатов или против кандидата, федерального списка кандидатов;

2) выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо полити­ческой партии, какому-либо иному общероссийскому общественному объединению (если оно входит в избирательный блок), какому-либо из­бирательному блоку, в частности указание, за какого кандидата, какой федеральный список кандидатов, какую политическую партию, какой избирательный блок будет голосовать избиратель;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, федерального списка кандидатов;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о ка­ких-либо кандидатах, политических партиях, иных общероссийских общественных объединениях (если они входят в избирательный блок), избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, несвязанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих слу­жебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или от­рицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии. иному общероссийскому общественному объединению (если оно входит в избирательный блок), к которым принадлежит кандидат, к политиче­ской партии, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата (кандида­тов), список(списки)кандидатов;

7) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирате­лей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

2. Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с граж­данами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в пе­риодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, по­литической партии, об избирательном блоке, зарегистрировавших феде­ральный список кандидатов, и в иных не запрещенных законом формах.

4. Кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе самостоятель­но определять содержание, формы и методы своей предвыборной агита­ции, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации по­рядке.

5. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распростра­нять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учреж­денным ими организациям, а также представителям религиозных объеди­нений при совершении обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом

решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юриди­ческим лицам;

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

6. Лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выбор­ные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зареги­стрированы в качестве кандидатов.

7. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.

8. Использование изображения физического лица, положительных высказыва­ний физического лица о кандидате, политической партии, об ином обще­российском общественном объединении (если оно входит в избирательный блок), избирательном блоке в агитационных материалах кандидатов, поли­тических партий, избирательных блоков возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агита­ционных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 63 настоящего Федерального закона, а в случае размещения агитационного ма­териала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании — по требованию избирательной комиссии. Данное ог­раничение не распространяется на использование кандидатами, политиче­скими партиями, избирательными блоками в предвыборной агитации публично высказанных и опубликованных (обнародованных) мнений с указанием даты (периода времени) публикации (обнародования) и наименования СМИ, в котором была осуществлена эта публикация (обнародование). Ссылка в агитационных материалах на положительное высказывание физи­ческого лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным зако­ном права проводить предвыборную агитацию, о кандидате, политической партии, об ином общероссийском общественном объединении (если оно входит в избирательный блок), избирательном блоке допускается только в случае, если это высказывание было опубликовано (обнародовано) до офи­циального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. В та­кой ссылке должны указываться дата (период времени) опубликования (обнародования) этого высказывания и наименование СМИ, в котором была осуществлена эта публикация (обнародование).

9. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключи­тельно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Агитация, имеющая целью побудить или побуждающая голосовать за кандидата, фе­деральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, избира­тельным блоком, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, политических партий, избирательных блоков, запрещается.

10. Политическая партия, в том числе входящая в избирательный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим избирательным блоком кандидата, списка (списков) кандидатов, регистрации федерального списка кандидатов не позднее чем за десять дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государ­ственном периодическом печатном издании, а также в сети Интернет. Поли­тическая партия, входящая в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках бесплатной печатной площади, предоставля­емой в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо оплачена из избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока.

Статья 58/50 «Агитационный период» определяет рамки предвыборной кам­пании.

Статья 59 «Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, политиче­ских партий, избирательных блоков к СМИ»/Статья 51 «Общие условия проведе­ния предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в пе­риодических печатных изданиях» говорит о равном для всех кандидатов нраве на бесплатное эфирное время и печатную площадь в государственных и муниципаль­ных СМИ, а также о равной оплате публикации агитационных материалов в него­сударственных СМИ.

Статьи 60/52 «Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и ра­дио» и 61/53 «Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания» разъясняют, как именно должна проводиться предвыборная агитация в СМИ, права и обязанности СМИ при распространении агитационных материалов.

Статья 62/54 «Условия предвыборной агитации посредством проведения мас­совых мероприятий» говорит о том, каким образом должны проводиться подобные мероприятия.

Статья 63/55 «Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов» разъясняет, кто и как должен обеспечить кандидатам выпуск и распространение этих материалов.

Статья 64/56 «Недопустимость злоупотребления правом на проведение пред­выборной агитации» говоритотом, какие виды агитации запрещены, об обязанностях СМИ при распространении агитационных материалов и об обязанностях право­охранительных и иных органов пресекать противоправную агитационную деятель­ность.

    1. Выводы

1. Закон «О рекламе» в свое время оказал позитивное воздействие на станов­ление отрасли и регулирование отношений между ее основными игроками, хотя к настоящему времени он устарел и нуждается в новой редакции с со­вершенно другими базовыми дефинициями. Самое главное, что МАП Рос­сии не дал растащить рекламную проблематику по другим законам, которые были приняты за эти девять лет.

2. Главная цель Закона «О рекламе» — защита от недобросовестной конкурен­ции, предотвращение ненадлежащей (т. е. незаконной) рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред и ущерб здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, достоинству и чести ука­занных лиц, а также, что очень важно, рекламы, которая посягает на обще­ственные интересы, принципы гуманности и морали.

3. Один из недостатков Закона «О рекламе» в том, что в нем нет определения рекламного агентства. В нем выделено всего четыре группы участников правоотношений, которые возникают при производстве и распростране­нии рекламы: рекламодатели, рекламораспространители, рекламопроизводители и потребители рекламы.

4. В Законе «О рекламе» содержатся как общие требования к рекламе, распро­страняющиеся на рекламу всех без исключения товаров и услуг, так и спе­циальные требования к рекламе отдельных категорий товаров и услуг, рас­пространяющиеся только на указанные категории.

5. Согласно Закону «О рекламе» к ненадлежащей рекламе относятся недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая.

6. Полномочия по контролю в области рекламы возложены на федеральный антимонопольный орган (в настоящее время ФАС) и его территориальные органы. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе опре­деляется Кодексом об административных правонарушениях и, в некото­рых случаях. Уголовным кодексом.

7. Кроме Закона «О рекламе», рекламную деятельность регулируют и некото­рые другие законы. В части из них содержатся отсылочные нормы к Закону «О рекламе», но в двух из них — «О рынке ценных бумаг», «О государствен­ном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» есть нормы, вступающие в противоречие с Законом «О рекламе».

8. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» реклама не упоминается, однако рекламистам при производстве и размещении рекламы следует ру­ководствоваться его положениями и соблюдать права авторов и исполните­лей. За нарушение авторских нрав наступает гражданская, уголовная и ад­министративная ответственность.

9. При производстве рекламных материалов необходимо заключать четкие до­говоры с исполнителями — артистами, моделями, с теми, кто становится «лицом» товара в рекламных роликах и печатной рекламе.

10. Согласно Закону «О рекламе» в России имеют право на существование органы саморегулирования в области рекламы. Система саморегулирования рекламной деятельности в России создавалась одновременно с развитием рынка рекламных коммуникаций, благодаря чему российские рекламисты присоединились к Международному кодексу рекламной деятельности и со­здали Рекламный кодекс России, который подписали все общественные организации, действующие на отечественном рынке рекламных коммуни­каций.