logo search
Что где и как рекламировать

Краткая история компаний сотовой связи в России

Компании сотовой связи появились в России в начале 1990-х. Первопроходцем стала МСС, основанная в январе 1992 года.

«В 1992 году развитие сети МСС началось всего с одной базовой станции и трех сот, покрывавших лишь центральные районы Москвы. Уже к концу 1992 года чис­ло абонентов достигло 2410 человек... В 1993 году компания начала представлять услуги роуминга в 15 городах» 1116}.

Эмблему компании разработала студия «Директ-Дизайн», а рекламную поддер­жку МСС первоначально осуществляло РА «Максима».

В конце 1995 года МСС принадлежало 44 % рынка [59].

После преобразования компании в открытое акционерное общество в 1999 году часть акций приобрела АФК «Система», владевшая к этому времени сотовой ком­панией МТС, работавшей в стандарте GSM.

Но уже к началу 2000 года МСС контролировала лишь около 11 % рынка. А в 2003-м МСС вместе с компанией «Персональные коммуникации» (сеть «Со­нет» стандарта СDМА -800) обслуживали в Москве менее 2 % абонентов [59].

К XXI веку главенствующим в российской сотовой связи стал стандарт С5М, с которым работают компании «ВымпелКом» и МТС.

С небольшим отрывом от МСС — 15 сентября 1992 года — Дмитрий Зимин и несколько других учредителей, в том числе Радиотехнический институт им. Мин­ца, создали компанию «ВымпелКом».

Трудности для компании заключались в том. что удобные эфирные частоты, на которых было возможно наладить сотовую связь, оказались заняты. Но Дмитрию Зимину удалось обнаружить свободное место на частоте 800 МГц, где мог быть использован американский стандарт AMPS, на работу с которым «ВымпелКом получил лицензию Минсвязи России в январе 1993 года. В 1994 году была создана новая сеть емкостью 10 тыс. абонентов и началась ее коммерческая эксплуатация под торговой маркой «Би Лайн».

Почти сразу же «ВымпелКом» начал развивать сеть «Би Лайн 800» в россий­ских регионах, а также начал активно продавать свои услуги через дилеров. К кон­цу 1995 года «ВымпелКом» опередил все остальные сотовые компании но числу мест продаж своих услуг. Купить телефон и подключиться к «Би Лайн» в Москве можно было чуть ли не на каждом шагу.

Следует отметить, что в первой половине 1990-х мобильные телефоны и услу­ги сотовой связи стоили достаточно дорого: стоимость контракта стоила тысячу долларов и даже больше. Минута разговора — несколько долларов. Конечно, с раз­витием сетей цены снижались, но очень медленно. Так, в 1994 году в среднем або­нент платил в месяц за обслуживание 400 долл., в 1995-м — 350 долл., в 1996-м — 300 долл. 129].

В 1996 году «ВымнелКому» пришлось потесниться. Коммерческую эксплуата­цию сети начала компания МТС, которой «достался» цифровой стандарт GSM-900. МТС сразу же получила огромное число абонентов, т. к., несмотря на недостаточное покрытие, предоставляла лучшее, чем у других сетей, качество связи, а также авто­матический роумингс европейскими странами.

В конце концов «ВымпелКому» удалось найти полосу в частотном диапазоне 1800 МГц. На нее получил лицензию одни из учредителей ОАО «Вымпел Ком» КБ «Импульс», и компания начала развивать стандарт GSM -1800. У нового стан­дарта был только один серьезный недостаток — для покрытия территории, равной GSM -900, требовалось почти втрое больше инвестиций.

К тому же в холдинг «Системы», крупнейшего акционера МТС, входила ком­пания «Росико». также получившая в 1996 году лицензию на развитие стандарта GSM -1800.

«Когда в одних руках С5М-900, а в других С5М-1800, конкурировать сложно, но можно... Однако если в руках у кого-то имеются обе ветви, то он обладает без­апелляционным преимуществом. Конкурировать с ним — все равно что пытаться верхом обогнать гоночный автомобиль на асфальтовой дороге», — объясняет Дмит­рии Зимин.

Именно после этого шага МТС для Зимина стал актуален лозунг «Нет — кон­куренции стандартов, да — конкуренции услуг». Но только через два года, в авгу­сте 1998-го, ему удалось навязать рынку открытую конкуренцию, получив разре­шение на работу со стандартом GSM -900» |29].

Но в августе 1998 года рынок подкосил финансово-экономический кризис. И несмотря на то, что к этому времени но количеству абонентов «ВымпелКом» опе­режал МТС («до кризиса у МТС было около 90 тыс. абонентов, тогда как у "Би Лайн", например, число абонентов давно перевалило за 120 тыс.» [73]), компания Дмитрия Зимина оказалась в худшем финансовом положении. Ведь строительство новой сети С8М-900 потребовало вложения значительных средств.

В начале 1999 года в столице появился новый сотовый оператор АО «Персо­нальные телекоммуникации» (учредитель «МТУ-Информ»), продвигающий тор­говую марку «Сонет». Сеть «Сонет» стала работать в стандарте СDМА и очень быстро покрыла всю Москву. Парадокс ситуации заключался в том, что эта сеть не считалась мобильной. Ведь СDМА в России был лицензирован лишь как стандарт абонентского радиодостуна и передачи информации в фиксированных сетях сото­вой связи. Л это значило, что в теории пользоваться мобильным телефоном можно было только но месту регистрации абонента. Хотя на практике — везде, где есть прием сети.

С момента своего появления «Сонет» стал пользоваться спросом у абонентов. На конец февраля 1999-го компания уже набрала чуть менее двух тысяч клиентов и прогнозировали рост примерно но тысяче абонентов в месяц 113].

Основная причина такого интереса людей к хитроумному оператору заключа­лась, естественно, в выгодных тарифных планах. Например, «Сонет» предлагал такой «уник.ыьиый план, как "Антикризис" — при разовом платеже в 2500 долл. компания предоставляла неограниченный доступ к внутримосковскому эфирно­му времени всего за 25 долл. в месяц» 113].

Но в скором времени развитие сети затормозилось, т. к. у компании возникли технические трудности из-за проблем с поставщиком оборудования. Лишь в но­ябре 2000 года «Сонету» удалось возобновит!» подключение новых абонентов. Второй заход сопровождался масштабной рекламной кампанией практически во всех СМИ. Кроме того, «Сонет» выступил спонсором телепередачи «Что? Где? Когда?». Результатом стал активный рост абонентской базы. А главный козырь «Сонета», как и после кризиса, — безлимитные тарифы. Таким образом, компа­ния нашла свою нишу: се абоненты те. кто много разговаривает но сотовому те­лефону.

Позже «Персональные коммуникации» приобрела АФК «Система», добавив в свой «сотовый портфель» третий стандарт.

«Сонету» не удалось пробиться в число лидеров, но в 2001 году на рынок вы­шел еще один сотовый бренд «Мегафон», замахнувшийся на значительную долю рынка.

«МегаФон» — первый общероссийский бренд, который появился не в Москве, а в Санкт-Петербурге и решил составить конкуренцию московским операторам. Его создатели — холдинг «Телекоминвест» (владелец «Северо-Западного GSM»), компания «МТГ Инвест», имевшая лицензии па работу в стандарте GSM в регио­нах России, российско-финская компания Sonic Duo, получившая лицензию на связь в стандарте GSM в Московском регионе, и ряд других компаний.

«Мегафон» сразу взял хороший старт. Его абонентская база (с учетом абонент­ской базы «Северо-Западного GSM») расширилась в три раза (до 3 млн пользова­телей в январе 2003-го), а доля на рынке мобильной связи России в 2002 году уве­личилась с 11,38% до 16,33% |46].

И несмотря на то, что в Москве его позиции были намного слабее, чем у старо­жилов, «Мегафон» быстро наращивал абонентскую базу за счет агрессивного мар­кетинга.

Компания первой предложила тарифный план с бесплатными входящими звон­ками, неограниченное количество звонков в московской сети за абонентскую пла­ту в 6 долл. и т. д. Таким образом, в 2003 году «Мегафон» уверенно занял третье место среди сотовых компаний России.

Плакаты серии «Будь собой» (а, б). Мобильный телефон Nokia 3210. РА Division (Санкт-Петербург). Финалист конкурса «Печатная реклама» 9 ММФР