logo search
Что где и как рекламировать

Общие положения Закона «о рекламе»

Закон «О рекламе» чрезвычайно детален, он вобрал в себя лучшее и. к сожале­нию, худшее, что имелось к началу 1990-х в мировом рекламном законодательстве. Статья 1 Закона регулирует отношения, которые возникают в процессе производ­ства и размещения рекламы на российском рынке товаров и услуг. Цель Закона — защита от недобросовестной конкуренции; предотвращение ненадлежащей (т. е. незаконной) рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред и ущерб здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, достоин­ству и чести указанных лиц; а также, что очень важно, — рекламы, которая посяга­ет на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Следует отметить, что Закон применяется и в тех случаях, когда действия юридических лиц, совершенные вне пределов Российской Федерации, приводят к ущербу на территории России. Например, если за границей заключен договор о производстве и размещении рекламы на территории России, противоречащей За­кону «О рекламе», то к этому договору применимы нормы Закона.

Есть еще одно положение, которое прежде критиковалось. Оно гласит, что дей­ствие Закона распространяется на иностранные юридические лица. При этом ни­чего не говорится о российских гражданах и юридических лицах. Но Закон «О рек­ламе», как и все российское законодательство, естественно, распространяется па граждан и юридических лиц Российской Федерации. Данное положение приведе­но для того, чтобы включить иностранных юридических и физических лиц в юрис­дикцию Закона.

Закон «О рекламе», вследствие дефиниции собственно понятия рекламы как информации, не регулирует политическую рекламу. Кроме того, он не распростра­няется на объявления физических лиц, если они не имеют целью извлечение при­были, т. е. если эти физические лица не являются предпринимателями.

Один из недостатков Закона в отсутствии определения рекламного агентства. Это объясняется тем, что в нем (ст. 2) выделены группы участников правоотноше­ний, которые возникают при производстве и распространении рекламы.

Так, рекламодателями называются юридические или физические лица, которые предоставляют начальную информацию о товаре/услуге для создания рекламы.

Рекламопроизводители (как правило, рекламные агентства, а также в некото­рых случаях СМИ или сами рекламодатели) осуществляют полное или частичное доведение информации рекламодателя до вида, когда реклама готова к распрост­ранению.

Рекламораспространителиэто организации, которые размещают и распро­страняют рекламу путем предоставления или использования имущества, в том числе технических средств радио- и телевещания. Таким образом, печатное СМИ предоставляет свои бумажные полосы, телеканал — передачи и межпрограммное пространство. (При этом возникает правовая проблема: кто конкретно является распространителем рекламы — телеканал или транслирующий центр?)

Потребители рекламы — те, до кого реклама доведена или может быть доведе­на. Здесь важно понимать, что, даже если человек не видел рекламы (она на него не воздействовала), его статус потребителя не меняется.

Но что же такое реклама? Согласно Закону реклама — это информация о фи­зических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, распространяе­мая с помощью любых средств. Цель рекламы (рекламной информации) — форми­ровать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товару или услуге и способствовать реализации товаров (услуг, начинании).

Реклама — это информация, предназначенная для неопределенного круга людей.

Плакат «Брусья». Развлекательный комплекс «Распутин». Фотограф Владимир Архипов (Москва). 2 место в номинации «Путешествия и развлечения» конкурса «Рекламная фотография» 8 ММФР

Последнее положение не должно вводить в заблуждение, т. к., по мнению правового управления Госдумы, «неопределенный круг лиц» является общим поня­тием и включает в себя «определенный круг лиц». Поэтому представители ДМ-агентств, утверждая, что их деятельность не относится к рекламе, не всегда правы. К сожалению, судебной практикой до настоящего времени не установлены одно­значные критерии по данному вопросу.

В английском языке реклама как деятельность (процесс) называется термином advertising. Рекламное объявление — advertisement, т. е. нечто материальное. А в рус­ском языке эти два понятия зачастую обозначают одним словом — реклама. В ка­тегориях же Закона реклама — это процесс распространения материального рек­ламного объявления, рекламной (информации (текста, изображения и т. п.).

Таким образом, в Законе происходит некоторое смешение понятий: процесса распространения рекламы и рекламы как рекламного объявления. Кроме того, на законодательном уровне реклама практически приравнивается к информации, из-за чего при идентификации рекламы часто возникают затруднения.

В основных понятиях Закона «О рекламе» (ст. 2) вводится также определение ненадлежащей рекламы, т. е. запрещенной, нарушающей закон. Ненадлежащая реклама включает пять видов: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заве­домо ложная и скрытая реклама.