logo search
Что где и как рекламировать

Правовое регулирование рекламы до 1995 года

Основным законодательным актом Российской Федерации, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон №108-ФЗ «О рекламе» от 18 июля 1995 года.

Собственно как деятельность современная реклама появилась в России уже в конце 1980-х годов и поначалу законодательством не регулировалась. Первые упоминания о рекламе появились в законах, принятых в 1991 году, — «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Рос­сии» и «О средствах массовой информации».

В первом из этих законов — «О конкуренции...», принятом 22 марта 1991 года, реклама упоминается в ст. 10 («Формы недобросовестной конкуренции»). Эта ста­тья устанавливала, что «не допускается некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов».

27 декабря 1991 года был принят Федеральный закон «О средствах массовой информации», регулировавший распространение рекламы в СМИ (ст. 36) и содер­жавший бланкетную (отсылочную) норму об ответственности за нарушение пра­вил ее распространения (ст. 60).

Принятыми 22 июля 1993 года Основами законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан была запрещена реклама алкогольных напит­ков и табачных изделий в СМИ (ст. 19).

Кроме того, термин «реклама» без дефиниции присутствовал в Законе «О то­варных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения това­ров» (от 23 сентября 1992 года).

Естественно, этого было недостаточно, т. к. рекламная отрасль активно раз­вивалась, а отношение общества к рекламе было неоднозначным. Тем более что в 1993 году началась бурная, ничем не контролируемая деятельность так называ­емых «финансовых пирамид».

Необходимость в регулировании ре (намного процесса была очевидной. В 1994 году были изданы два Указа Президента Российской Федерации; «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», направленный на защиту населения от де­ятельности «финансовых пирамид» (подробнее см. раздел 4.1.7), и «О защите интересов инвесторов». Полномочия но контролю над подобной рекламной дея­тельностью были возложены на Государственный комитет но антимонопольной политике (ГКАП) России.

Несмотря на то что Указ Президента «О защите потребителей...» не мог ввести административную или уголовную ответственность за нарушения, именно с него началась борьба с «финансовыми пирамидами». 2 сентября 1994 года вышло два распоряжения Правительства России — №1409-р и №1410-р (подробнее см. 4.1.7).