logo search
Что где и как рекламировать

Газеты бесплатных частных объявлений

Газету бесплатных частных объявлений можно с полным правом назвать одним из наиболее популярных видов печатных СМИ.

Ее современная история началась в 1970-х годах в Канаде с газеты «Покупка и продажа» (Buy & Sell). Следом газеты бесплатных объявлений стали издаваться и в Европе. Очень быстро они стали настолько многочисленны, что была создана Международная ассоциация газет бесплатных объявлений (FAPIA).

Постер «У нашей газеты нет постоянных читателей!». Газета «Работа сегодня».

PA Mildberry Field (Москва). 3 место в номинации «Средства массовой информации»

конкурса «Печатная реклама» 10 ММФР

Даже в советское время существовали газеты частных объявлений, издававшие­ся как приложения к вечерним газетам в некоторых крупных городах. Но с нача­лом рыночных отношений эти издания не смогли справиться со все возрастающим потоком частных объявлений и в большинстве своем были закрыты.

Первую в России подобную специализированную еженедельную газету под названием «Все для вас» в июле 1991 года начал выпускать Издательский дом «Новое время». Первый номер вышел форматом A3 на восьми полосах тиражом 50 тыс. экземпляров, но уже через полгода газета увеличила тираж до 100 тыс. и стала выходить в формате А4 три раза в неделю.

В начале 1990-х годов, особенно в Москве, активно развивался посреднический бизнес. Газета «Все для вас» помогала находить друг друга тысячам продавцов и покупателей и очень быстро добилась успеха и популярности. Причем не только среди москвичей. В скором времени газета стала распространяться в Подмосковье, а к середине 1992 года — уже в 20 городах России и стран СНГ.

К концу 1990-х в Ассоциацию газет бесплатных объявлений «ВДВ-СОЮЗ» входило 35 изданий из различных городов России и шесть газет из городов стран СНГ. Общий тираж всех изданий (в основном еженедельников) на начало 1999 го­да составлял 4 млн экземпляров. В Москве «ВДВ-Столица» выходила тиражом 100 тыс. экз. на 40 страницах форматом A3. В Подмосковье — тираж «ВДВ» был более 450 тыс. экз., правда, при меньшем объеме (4-8 полос), но зато газета распро­странялась бесплатно. В ряде городов России (Иванове, Казани, Самаре, Севе­родвинске, Томске, Якутске) основной тираж «ВДВ» в начале недели продается. Но в конце недели объем издания уменьшается до 4-16 полос, а тираж резко уве­личивается (100-400 тыс. экз.) и распространяется бесплатно.

С Ассоциацией «ВДВ-СОЮЗ» конкурирует медиа-империя «Из рук в руки». Первый номер одноименной газеты вышел спустя полгода после «ВДВ» — в янва­ре 1992 года. Учредитель газеты — российско-итальянская фирма «Пронто-Москва» — взял за основу принципы работы 120 газет бесплатных объявлений в 37 стра­нах мира, входящих в FAPIA.

Начинали «Из рук в руки» с еженедельника форматом A3, тиражом 15 тыс. эк­земпляров на 32 полосах, но уже через полтора года газета стала ежедневной. Рос­ту тиража способствовал и нетрадиционный рекламный ход — вместо телевизион­ной и наружной рекламы с логотипом газеты редакция разместила на многих станциях метро ящики с надписью «для бесплатных частных объявлений». Однако информацию в газету можно было послать, только заполнив специальный купон, опубликованный в номере. Кроме бесплатных частных объявлений газета разме­щает и модульную рекламу юридических лиц, и рубричные объявления, выделен­ные рамкой за дополнительную плату.

Сначала москвичи, а затем и жители других городов с энтузиазмом приняли новую газету. К началу XXI века «Из рук в руки» стала самой толстой газетой в России. Она состоит из нескольких «тетрадок» объемом 120-180 полос (формат A3) и выхолит пять раз в неделю тиражом 85 тыс. экземпляров.

Кроме московского выпуска газета издается еще в 45 городах России и стран СНГ общим еженедельным тиражом в 1,7 млн экземпляров.

Со временем во многих областных центрах издатели стали выпускать местные газеты частных объявлений. Сейчас подобные издания выходят практически в каж­дом крупном городе. Есть и другой вариант публикации частных объявлений в до­статочно большом объеме: им отводится несколько полос в рекламно-информаци­онных газетах. Такие «рулонные» газеты, как их часто называют сами читатели, получили довольно широкое распространение. Назовем лишь некоторые: «Рекла­ма-Шанс» (Санкт-Петербург), «Губерния» (Архангельск), «Пятница», «Слобода» (Тула), «Камелот» (Воронеж), «Может быть» (Омск), «Флирт» (Ставрополь). Тиражи этих региональных газет небольшие (от 20 до 50 тыс. экз.), объемы тоже скромные, но они успешно конкурируют с империями «ВДВ» и «Из рук в руки».

Есть примеры и межрегиональных изданий. Так, издатель ООО «Пронто-Центр» выпускает группу газет бесплатных объявлений «Моя реклама» (общий тираж 150 тыс. экз.) в городах центральной России — Орле, Брянске, Белгороде, Липецке, Курске, Туле и даже в Гомеле (Белоруссия).

Несомненно, газеты частных бесплатных объявлений имеют дальнейшие перс­пективы развития. Однако с момента их появления на российском газетном рынке как среди исследователей, так и непосредственно издателей идет спор о классифи­кации таких изданий: являются ли они рекламными? Отнесение их к классу рек­ламных изданий важно для самих газет — от этого зависит сумма налога на при­быль и НДС. При регистрации эти издания сами себя называли рекламными, да и во всех справочниках по российским медиа они входят в разделы реклам­ных изданий. Однако после принятия Закона «О рекламе» у издателей появи­лась возможность причислить себя к обычным СМИ, которые пользуются льго­тами. Так, в п. 5 ст. 1 Закона сказано, что его действие не распространяется на «объявления физических лиц, в том числе в СМИ, не связанные с осуществле­нием предпринимательской деятельности». Но это положение Закона не отри­цает само существование СМИ с бесплатными объявлениями физических лиц и участие последних в предпринимательской деятельности. При этом ни в одном правовом документе не установлена обязанность СМИ контролировать частоту выхода частных объявлений и их содержание на предмет отнесения или не- от­несения их к рекламе.

Некоторая «непрописанность» в законодательстве позволяет редакторам газет бесплатных объявлений считать, что рубричные объявления имеют лишь инфор­мационную сторону и лишены «убежденческого» аспекта. К тому же редакции га­зет сообщают, что публикация объявлений частного характера является бесплат­ной. Хотя это не совсем так. Ведь для того, чтобы послать купон с необходимым объявлением, нужно приобрести газету, а значит затратить средства. Таким путем стимулируется продажа изданий с купонами и расширение круга читателей, что способствует увеличению тиражей. А издания с большими тиражами привлека­тельны и для «платных» рекламодателей.