logo search
Что где и как рекламировать

Перспективы российского рынка интернет-рекламы

Эффективность Интернета как коммуникационного канала не могла не приве­сти к тому, что на его основе довольно быстро сформировался весьма динамичный и сложный рекламный рынок, десятилетний юбилей которого будет отмечаться в 2004 году. Ведь именно в 1994 году на страницах виртуального журнала Hotwired появился первый оплаченный рекламный баннер, и этот момент принято считать днем рождения сетевой рекламы.

Сегодня объем мирового рынка интернет-рекламы исчисляется сотнями мил­лионов долларов. Не меньшие деньги фигурируют и в смежных с онлайн-рекла-мой отраслях: на рынке виртуальных promotion-акций, в создании web-сайтов и т. д.

Россия пока не может похвастаться столь же масштабными оборотами данного рынка: за 2003 год на рекламу в сети Интернет было потрачено всего 18 млн долл. (рис. 2.8) (для сравнения: общий объем российского рекламного медиа-рынка -2,63 млрд долл.). Тем не менее, онлайн-реклама продолжает оставаться самым бы­строрастущим сегментом рекламного рынка. Если в целом объем рынка рекламы за год вырос на 31 %, то по интернет-рекламе прирост составил 64 %. При этом надо отметить, что в 2003 году в объем рынка не включались затраты рекламодателей на создание рекламных носителей, комиссионное вознаграждение агентств, а также расходы на промоушн-акции в Интернете (все эти позиции были включены ранее), т. е. фактически можно говорить о двукратном росте рынка всего лишь за один год.

Рис. 2.8. Объем российского рынка интернет-рекламы. Поданным АКАР [107]

Отметим, тем не менее, что пока на каждого пользователя Интернета приходят­ся крайне малые объемы затрат рекламодателей. В 2003 году на одного пользователя Сети приходилось всего лишь 1,3 долл., тогда как в телевизионной рекламе эта цифра составила 8,3 долл. в год на одного зрителя (что, конечно, также очень мало: в развитых странах эта цифра исчисляется десятками долларов). Наверное, стоит расценивать этот факт как поле возможностей, которое открывается перед рекламодателями: рынок интернет-рекламы пока не насыщен и информация от каждого следующего рекламодателя «не потеряется» на фоне других рекламных кампаний. Очевидно также, что рост рынка интернет-рекламы будет продолжать­ся не только из-за постоянного роста интернет-аудитории, но и из-за уже отмечен­ной нами картины: Интернет растет не только «вширь», но и «вглубь». Сеть все глубже проникает в жизнь людей, становится привычным и доступным средством получения информации (в том числе о товарах и услугах), общения, покупок. Рек­ламу в Интернете можно сравнить с Золушкой за несколько минут до ее превра­щения в принцессу: пока интернет-рекламу нередко воспринимают как некий экс­перимент, малую часть политики продвижения компаний. Но пройдет совсем немного времени (эксперты считают, что переломным тут будет как раз 2004 год) — и недавняя «Золушка» станет абсолютно необходимым элементом продвижения большинства компаний, приносящим реальную отдачу российскому бизнесу.