logo search
Что где и как рекламировать

Законодательное и саморегулирование рекламы лекарственных средств

Реклама лекарственных средств регулируется двумя Федеральными законами — «О рекламе» и «О лекарственных средствах».

В Законе «О рекламе» медикаментам посвящен п. 2 ст. 16 «Особенности рек­ламы отдельных видов товаров».

Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской тех­ники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а так­же реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным ор­ганом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также рекла­ма изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, только в печатных изда­ниях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В Законе «О лекарственных средствах» в редакции от 2 января 2000 года рек­ламу и информацию регулируют ст. 43 и 44.

Статья 43 «Информация о лекарственных средствах».

Информация о лекарственных средствах осуществляется в соответствии с тре­бованиями государственного информационного стандарта.

Информация о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, спе­циализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению ле­карственных средств, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств. Информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допу­скается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на ме­дицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных сред­ствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей.

Допускается использование любых материальных носителей информации о ле­карственных средствах, позволяющих хранить, передавать и использовать эту информацию без искажений.

Постер «Платье». Программа «Мой вес — мой стиль». РА TWIGA (Москва)

Статья 44 «Реклама лекарственных средств».

1. В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.

2. Независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологиче­ским данным о лекарственных средствах, полученным при клинических ис­следованиях лекарственных средств, и требованиям государственного ин­формационного стандарта.

3. Реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсут­ствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства.

4. Реклама не должна подрывать репутацию предприятий — производите­лей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарствен­ных средств.

5. При рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с дру­гими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта.

6. Реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских кон­сультаций или хирургических операций.

7. Реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарствен­ного средства гарантировано.

8. При нарушении положений настоящего Федерального закона, касающихся рекламы лекарственных средств, федеральный орган исполнительной вла­сти в сфере здравоохранения может запретить дальнейшую рекламу лекар­ственного средства или предупредить рекламодателя о необходимости из­менения подхода к рекламе данного лекарственного средства.

9. Размеры и порядок уплаты штрафа за нарушения положений настоящего Федерального закона, касающихся рекламы лекарственных средств, опре­деляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о рек­ламе.

Кроме законодательных ограничений, на рекламу лекарственных средств на­кладывает ограничения Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации, составленный Рекламным Советом России. В отдельных пунктах он повторяет некоторые положения Закона «О лекарствен­ных средствах», но есть и различия.