logo search
Что где и как рекламировать

Ограничения в рекламе табачных изделий в странах Запада

Одним из самых яростных борцов с курением и соответственно рекламой таба­ка являются Соединенные Штаты Америки. В США ограничения в рекламе табач­ных изделий начали вводиться в середине 1960-х годов, когда Федеральная Комис­сия но коммуникациям США признала рекламу табака проблемой, относящейся к вопросам национального здоровья. После чего телерадиовещательные компании стали вынуждены выделять эфирное время для антиникотиновой пропаганды.

В 1965 году Конгресс издал законодательный акт, обязывающий табачные ком­пании размещать на сигаретных пачках предупреждение: «Внимание: курение си­гарет может быть вредно для вашего здоровья». Текст предупреждения был уже­сточен дважды — в 1970 и 1984 годах.

В 1970 году Конгресс запретил рекламу сигарет на радио и телевидении (ст. 15 Конституции, § 1335). При этом с 1972 года во все другие разрешенные формы рекламы должен быть включен текст с предупреждением об опасности курения (ст. 15 Конституции, § 1333).

В 1996 году было запрещено разметать рекламу табака в изданиях, рассчитан­ных на молодежную аудиторию, во время спортивных состязаний, вблизи учебных заведений и на предметах одежды. Также были введены дополнительные ограни­чения на продажу табачных изделий.

Последним шагом в американском антитабачном законодательстве стал запрет на наружную рекламу с 22 апреля 1999 года.

Одновременно почти во всех штатах выделяются огромные денежные средства на борьбу с курением: создаются общества но борьбе с курением, проводятся рек­ламные кампании против курения на телевидении, радио и конструкциях наруж­ной рекламы, а также в школах.

В большинстве европейских стран законодательство в отношении рекламы та­бачных изделий действует не менее жестко. Во всей Европе подобная реклама на радио и телевидении запрещена Европейским альянсом рекламных стандартов.

Кроме того, в ряде стран действует запрет на любую рекламу табачных изделий, как, например, в Норвегии, Финляндии, Франции и с 1 января 1999 года в Бельгии.

Во Франции также запрещено спонсорское участие табачных компаний в раз­личных мероприятиях с упоминанием имени спонсора, поскольку такое участие рассматривается как косвенная реклама. Однажды суд усмотрел факт использова­ния запрещенной косвенной рекламы в том, что президент филиала одной известной табачной компании выступал в качестве спонсора одного культурного меропри­ятия. Единственным исключением в данном случае является разрешен не спонсорского участия в соревнованиях но автогонкам, проводимым но инициативе правитель­ства. В таких случаях разрешается показ символики спонсора в телерепортажах. Однако телевизионные компании должны всячески избегать нежелательных рек­ламных эффектов.