1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
Название этого раздела можно сформулировать и в виде вопросов: в современном мире возобладает общество с одной конечной целью (моноцелевое) или с множеством конечных целей (полицелевое); возможно ли окончательное превалирование одной модели общества над другой (или другими), где ее структуру определяют одна или множество целей? Определим эти вопросы как контекст толерантности сознания. Но вначале вкратце обрисуем исторически сложившиеся предпосылки к возникновению самого контекста.
Вся история человечества есть превалирование моноцелевых обществ над полицелевыми. Начнем с религии. И христианство, и мусульманство, и буддизм, и иные религии (в том числе секты) имеют одну, пусть отличную от других, но свою жесткую конечную цель. Ведь любая религия — это система верований, в которой четко прописаны ответы на все вопросы. Надо просто, не задумываясь, верить в ту или иную систему, и такое неопределенное понятие, как человеческий индивидуум, будет знать, куда идти и ради чего жить.
Эти моноцелевые общества как адепты той или иной религии всегда тесно сосуществовали с исторически также моноориентированными политическими системами, монархическими и тоталитарными. К тоталитарным системам можно отнести крайний монархизм, коммунизм, национал-социализм и фундаментализм. Причем, если трипервых проигрывают и практически сходят с арены истории, то фундаментализм продолжает свое движение, прямое — в исламских странах, через метаморфозы — в странах Запада. Скажем, в США. Вспомним никем до сих пор не отмененный «суд Линча» и всем известную Декларацию прав человека с дополнениями, принятыми в конце 1940-х гг. А для США ими самими разработанная Декларация прав человека является единственным документом о всеобщем равенстве. Монодокументом, который фактически сразу после принятия стал оправдывать любые серьезные акции и «миссии» США какв пределах своей территории, так и вне ее. Таким образом, изначально полиориентированный документ превращается в фундаменталистский, позволяющий в одностороннем порядке навязывать остальным странам американскую моноцель – демократию в их собственной «упаковке» с маркировкой «Made in USA». Или однополярный мир. Как известно, даже физический мир на Земле — двух-полярный. Отсюда появляются оппозиции: «однополярность – многополярность», «фундаментализм — либерализм», «глобализм — антиглобализм» и т.д. Так, было бы наивным утверждать, что война между Израилем и Палестиной — просто исторически сложившееся еще с библейских времен противостояние между евреями и филистимлянами (от древнееврейского — пелиштим; нынешние палестинцы). Конечно, и этот архетип присутствует в ближневосточномконфликте. Но в свете геополитического и психологического видения мира это конфликт, толерантно говоря, либерализма и фундаментализма, а не двух диаметрально противоположных, но тем не менее моноцелевых обществ:
Израиль в политическом аспекте представляет моноцелевое общество, основанное на системе американских демократических свобод и ценностей (однополярный мир), а в культурно-религиозном аспекте — на иудаизме;
Палестина и в политическом, и в культурно-религиозном аспекте представляет собой единое моноцелевое общество, базирующееся на фундаменталистском исламе (хотя в той же Палестине проживает обособленный социум палестинцев-христиан).
А теперь разберемся, что такое полицелевое общество? А. Асмолов очень остроумно отвечает на этот вопрос: «Это общество, в которомсожительствуют, простите мне этот термин, многие цели, многие идеалы, и нет одного конечного варианта движения»3.
Что же это за общество?
Из всех вышеперечисленных моноцелевых обществ здесь отсутствует только демократия. Значит, полицелевое общество — это демократия?
Процитируем еще раз Асмолова: «Среди демократов тоже может присутствовать моносистемное, моноцелевое видение мира, которое доказывает, что по своей психологической сущности демократия, при всей ее важности, тоже часто выступает на поверхности как стремление к какой-то одной цели. Когда демократия редуцируется до стремления к одной цели, она начинает вырождаться в фундаментализм (вспомним пример с моноцелью Декларации прав человека США. – П.П.). И я хочу привести пример, который вы все хорошо знаете. Мы говорим "демократия". Мы часто приводим слова политиков, что, хоть это и не самый лучший режим, другого лучшего режима мы не имеем. И вместе с тем я хочу напомнить вам хрестоматийный пример с Сократом. Что такое демократия? Это система, в которой большинство "имеет" меньшинство... Сократа, как вы помните, в Афинах "закричали". Там голосовали не поднятием руки, а криком. И Сократ был "крикливым" решением приговорен к изгнанию из граждан Афин. Для него же изгнание из граждан стало изгнанием из жизни»4.
Так что же получается? Любое общество моноцелевое, а общества, в котором сосуществуют «многие цели и многие идеалы», не существует?
По всей видимости, так оно и есть. Такое общество утопично, в нем, по словам Асмолова, «нет одного конечного варианта движения». А общество не может быть статичным, оно должно развиваться. Поэтому, не вдаваясь в философию и обществоведение, рискнем ответить на вопросы, поставленные в начале этой главы, следующим образом. Да, любое общество, любая политическая система в конечном счете моноцельны. Но именно в силу этого ни одно изних не должно превалировать над другим, навязывать ему свои ценности. Любое моноцельное общество должно уважать моноцель и ценности другого общества (конечно, об агрессивных тоталитарных режимах речь не идет). И только в таком контексте между ними возникнет взаимоуважительный, равноправный и взаимовыгодный диалог.
Но на каком языке вести диалог, если учитывать различие стилей мышления и логик цивилизаций? Только на метаязыке толерантности.5
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература