Тематика контрольных и курсовых работ
1. Вспомните любые известные вам мифы, сказания, предания, народный эпос, сказки и пр. и попробуйте выявить из них те архетипы, которые могут быть использованы в сегодняшней рекламной практике.
2. Проанализируйте любые рекламные слоганы на предмет выявления в них универсальных элементарных смыслов, строго придерживаясь пунктов из списка А. Вежбицкой.
3. Попробуйте выявить собственные универсальные элементарные смыслы рекламного «языка вещей» и новые пункты, не указанные в списке А. Вежбицкой, отталкиваясь от анализа печатной, радио- и телерекламы.
4. Проследите на примерах известных вам фирменных стилей триадную подачу информации (по палеоаналогии «Розеттский камень»).
5. Проанализируйте на примерах роль известных мировых символов в современной рекламе.
6. В приведенной ниже таблице указаны архаичные способы, средства и носители рекламы. Впишите в пустые графы их современные аналоги по примеру двух приведенных.
№ | Архаичные способы, средства, сюжеты и носители рекламы | Аналогичные современные способы, средства, сюжеты и носители рекламы |
1 | Знаковое письмо у архаичных и современных первобытных народов: • татуировка, • рубцы на коже, • раскрашивание тела, • разнообразные украшения. | Знаковое письмо у современных цивилизованных народов: • тату, • рубцы на коже, • нательная живопись, • пирсинг. |
2 | Первый известный по имени древнегреческий поэт Гесиод создал сочинение (не дошедшее до нас) «Каталог женщин». По преданию, в этом сочинении Гесиод изложил генеалогию знаменитых женщин, «замешанных» в амурных приключениях с богами. | Специальный выпуск журнала «Forbes» (2004. Май. № 2), посвященный «золотой сотне» богатейших бизнесменов России. Серия каталогов середины 1990-х гг. «Дарин. Элита российского бизнеса» (М.: АСМО-пресс). |
3 | Один из древнейших способов создания алфавита: 1) сначала выбирались самые обыденные предметы, имена которых начинались с букв, к которым они должны были быть приданы: например, букве б соответствовал бык, г – губы, ж – женщина; 2) затем к ним создавались простейшие и понятные всем рисунки; 3) эти рисунки размещались в линейный ряд таким образом, чтобы родственные предметы для их скорейшего запоминания стояли рядом; 4) рисунки получившегося линейного ряда максимально упрощались для быстрейшего их написания. Например, вместо изображения всего быка условно рисовалась только его голова с рогами. Так, любая форма письма может быть сведена к образному письму. |
|
4 | Склонность архаичных и современных первобытных народов устанавливать связь между изображением и его оригиналом, причем верить, что все, что происходит с изображением, происходит и с оригиналом. Например, всякий, кто добудет несколько волос или обрезков ногтей своего врага, сможет завладеть его душой. |
|
5 | «Грифельная доска» — один из стилей отображения визуальной информации, заключается в том, что дети берут от изображения человека или животного лишь столько, сколько нужно, чтобы их опознать. Идея полной передачи целого изображения приходит к человеку только по мере его взросления. |
|
6 | В вавилоно-ассирийской клинописи отдельные изображения обозначали не только слова, но и их синонимы и родственные понятия. Например, изображение солнца обозначало: рассвет, день, просветление, свет, светлый, белый и т.д. Когда какое-либо понятие нельзя было конкретно выразить, прибегали к образной передаче его составных частей. Например, «царь» – большой + человек; «растительное масло» – жир + дерево; «говорить» – рот + язык. |
|
7 | У жителей Суматры принято общаться между собой посредством символических подарков, означающих определенные понятия. Например, маленькие количества соли, кайенского перца, бетеля и т.п. обозначают для посвященных любовь, ревность, обиду, ненависть и т.д. |
|
8 | Жители Новой Гвинеи, распространяя свои гончарные изделия, на краях горшков помещают вместо букв узоры, каждый из которых принадлежит только одному мастеру. |
|
9 | У аборигенов Австралии существовали так называемые жезлы вестников — круглые деревянные палки длиной 30–40 см, на которые наносились зарубки, обозначавшие «социальный статус» отправителя. |
|
10 | В Океании была принята живописная передача народных саг (мифов) на стенах мужских домов для того, чтобы можно было передавать эти саги в конкретной форме потомству. Мужскими домами именовались «клубы» для общего досуга и жилье холостых мужчин. Дома женатых мужчин не имели подобной росписи. |
|
11 | У африканской народности йоруба существовало предметное письмо, где различные материалы обозначали характеристики человека, например: камень — твердый, крепкий, здоровый человек; уголь — черный, мрачный, печальный; перец — горячий, пылкий, нетерпеливый, любопытный; высушенный колос — страдания, раздирающие боли; тряпка — плохое состояние. Так, «письмо», отправленное одним пленным своей жене в виде пяти нарисованных предметов, сообщало: «Мое тело твердо и крепко, как камень; мои надежды на будущее мрачны, как уголь; мое тело иссохнет, как колос, от тревоги; мой наружный вид подобен этой тряпке». |
|
12 | У племени эве (Нигерия) послания передаются в форме поговорок. Например, изображение полосатого платка и иглы соответствует поговорке «Маленькая игла шьет большой платок», что, в свою очередь, отражает мысль: «малые причины — большие следствия». А рисунок противников с луками и стрелами обозначает: «Два врага не могут устоять» (в смысле — кто-то один обязательно сдастся). |
|
13 | Некоторые письменности, особенно у индейцев Северной Америки, представляют собой графическую проекцию на плоскость жестов. Например, изображение вытянутой руки указывает направление, в котором надо двигаться. |
|
14 | У индейцев Северной Америки, проживающих между Ванкувером и Аляской, принято отображать клан с помощью одного, единого для всего клана тотемного животного, а себя — путем изображения личного геральдического животного (личного тотема). При этом личные тотемы всех предков, изображенные мультипликативно, дают полное представление посвященному наблюдателю о истории всего клана. Основными тотемными животными являются: медведь, волк, орел, ворон, кит, меч-рыба, бобр. |
|
15 | Большинство североамериканских идеографических письменностей делится на два класса: 1) кекевин и 2) кекеновин. К первому относят прямые изображения — баталии, охоту, странствования, могильные надписи, исторические изображения и письма. Ко второму — символические изображения, предназначенные только для посвященных жрецов, — заклинания против болезней, охотничьи и любовные заклятия, мифы и учения. |
|
Использованы материалы из кн.: Вейлэ К. От бирки до азбуки. Пг., 1923.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература