logo
Пименов_Основы рекламы

Тематика контрольных и курсовых работ

1. Вспомните любые известные вам мифы, сказания, предания, народный эпос, сказки и пр. и попробуйте выявить из них те архетипы, которые могут быть использованы в сегодняшней рекламной практике.

2. Проанализируйте любые рекламные слоганы на предмет выявления в них универсальных элементарных смыслов, строго придерживаясь пунктов из списка А. Вежбицкой.

3. Попробуйте выявить собственные универсальные элементарные смыслы рекламного «языка вещей» и новые пункты, не указанные в списке А. Вежбицкой, отталкиваясь от анализа печатной, радио- и телерекламы.

4. Проследите на примерах известных вам фирменных стилей триадную подачу информации (по палеоаналогии «Розеттский камень»).

5. Проанализируйте на примерах роль известных мировых символов в современной рекламе.

6. В приведенной ниже таблице указаны архаичные способы, средства и носители рекламы. Впишите в пустые графы их современные аналоги по примеру двух приведенных.

Архаичные способы, средства, сюжеты и носители рекламы

Аналогичные современные способы, средства, сюжеты и носители рекламы

1

Знаковое письмо у архаичных и современных первобытных народов:

• татуировка,

• рубцы на коже,

• раскрашивание тела,

• разнообразные украшения.

Знаковое письмо у современных цивилизованных народов:

• тату,

• рубцы на коже,

• нательная живопись,

• пирсинг.

2

Первый известный по имени древнегреческий поэт Гесиод создал сочинение (не дошедшее до нас) «Каталог женщин». По преданию, в этом сочинении Гесиод изложил генеалогию знаменитых женщин, «замешанных» в амурных приключениях с богами.

Специальный выпуск журнала «Forbes» (2004. Май. № 2), посвященный «золотой сотне» богатейших бизнесменов России. Серия каталогов середины 1990-х гг. «Дарин. Элита российского бизнеса» (М.: АСМО-пресс).

3

Один из древнейших способов создания алфавита:

1) сначала выбирались самые обыденные предметы, имена которых начинались с букв, к которым они должны были быть приданы: например, букве б соответствовал бык, г – губы, ж – женщина;

2) затем к ним создавались простейшие и понятные всем рисунки;

3) эти рисунки размещались в линейный ряд таким образом, чтобы родственные предметы для их скорейшего запоминания стояли рядом;

4) рисунки получившегося линейного ряда максимально упрощались для быстрейшего их написания. Например, вместо изображения всего быка условно рисовалась только его голова с рогами.

Так, любая форма письма может быть сведена к образному письму.

4

Склонность архаичных и современных первобытных народов устанавливать связь между изображением и его оригиналом, причем верить, что все, что происходит с изображением, происходит и с оригиналом. Например, всякий, кто добудет несколько волос или обрезков ногтей своего врага, сможет завладеть его душой.

5

«Грифельная доска» — один из стилей отображения визуальной информации, заключается в том, что дети берут от изображения человека или животного лишь столько, сколько нужно, чтобы их опознать. Идея полной передачи целого изображения приходит к человеку только по мере его взросления.

6

В вавилоно-ассирийской клинописи отдельные изображения обозначали не только слова, но и их синонимы и родственные понятия. Например, изображение солнца обозначало: рассвет, день, просветление, свет, светлый, белый и т.д. Когда какое-либо понятие нельзя было конкретно выразить, прибегали к образной передаче его составных частей. Например, «царь» – большой + человек; «растительное масло» – жир + дерево; «говорить» – рот + язык.

7

У жителей Суматры принято общаться между собой посредством символических подарков, означающих определенные понятия. Например, маленькие количества соли, кайенского перца, бетеля и т.п. обозначают для посвященных любовь, ревность, обиду, ненависть и т.д.

8

Жители Новой Гвинеи, распространяя свои гончарные изделия, на краях горшков помещают вместо букв узоры, каждый из которых принадлежит только одному мастеру.

9

У аборигенов Австралии существовали так называемые жезлы вестников — круглые деревянные палки длиной 30–40 см, на которые наносились зарубки, обозначавшие «социальный статус» отправителя.

10

В Океании была принята живописная передача народных саг (мифов) на стенах мужских домов для того, чтобы можно было передавать эти саги в конкретной форме потомству. Мужскими домами именовались «клубы» для общего досуга и жилье холостых мужчин. Дома женатых мужчин не имели подобной росписи.

11

У африканской народности йоруба существовало предметное письмо, где различные материалы обозначали характеристики человека, например:

камень — твердый, крепкий, здоровый человек;

уголь — черный, мрачный, печальный;

перец — горячий, пылкий, нетерпеливый, любопытный;

высушенный колос — страдания, раздирающие боли;

тряпка — плохое состояние.

Так, «письмо», отправленное одним пленным своей жене в виде пяти нарисованных предметов, сообщало: «Мое тело твердо и крепко, как камень; мои надежды на будущее мрачны, как уголь; мое тело иссохнет, как колос, от тревоги; мой наружный вид подобен этой тряпке».

12

У племени эве (Нигерия) послания передаются в форме поговорок. Например, изображение полосатого платка и иглы соответствует поговорке «Маленькая игла шьет большой платок», что, в свою очередь, отражает мысль: «малые причины — большие следствия». А рисунок противников с луками и стрелами обозначает: «Два врага не могут устоять» (в смысле — кто-то один обязательно сдастся).

13

Некоторые письменности, особенно у индейцев Северной Америки, представляют собой графическую проекцию на плоскость жестов. Например, изображение вытянутой руки указывает направление, в котором надо двигаться.

14

У индейцев Северной Америки, проживающих между Ванкувером и Аляской, принято отображать клан с помощью одного, единого для всего клана тотемного животного, а себя — путем изображения личного геральдического животного (личного тотема). При этом личные тотемы всех предков, изображенные мультипликативно, дают полное представление посвященному наблюдателю о истории всего клана. Основными тотемными животными являются: медведь, волк, орел, ворон, кит, меч-рыба, бобр.

15

Большинство североамериканских идеографических письменностей делится на два класса: 1) кекевин и 2) кекеновин. К первому относят прямые изображения — баталии, охоту, странствования, могильные надписи, исторические изображения и письма. Ко второму — символические изображения, предназначенные только для посвященных жрецов, — заклинания против болезней, охотничьи и любовные заклятия, мифы и учения.

Использованы материалы из кн.: Вейлэ К. От бирки до азбуки. Пг., 1923.