Психографическая методика ValuescriptTm
Одной из последних разработанных психографических методик является ValuescriptTM. Созданная именно для решения задач продвижения брендов (а не свойств и качеств продуктов), она представляет собой синтез новейших достижений в этой области как зарубежных, так и российских специалистов14. На схеме 1 представлена графическая модель этой методики.
Схема 1. Модель потребительского сознания, основанная на методике ValuescriptTM
Еще раз обратим внимание: речь идет о формировании и продвижении бренда, или брендированиинематериального объекта—товарного знака. Именно это обстоятельство определяет реалии и особенности современных маркетинговых исследований и рекламы.
Перейдем к краткому описанию схемы 1 и, собственно, самой методики ValuescriptTM.
В качестве теоретической основы были выбраны модели потребительского поведения, построенные на анализе систем ценностей (см. п. 2–3 цепочки конструктов основных методов психографических исследований потребительского поведения, или шкалы ценностей Рокича и Шварца). Основными конструктами схемы 1 являются:
система ценностей— взаимосвязанная система базовых понятий (мотивации), которыми сознательно или бессознательно руководствуется индивид в повседневной жизни;
деятельность— определяется посредством описания сфер жизнедеятельности личности (работа, досуг, семья, быт);
достижения (самооценка)— результат воспроизводства ценностей, выраженный в материальных и символических (социальных) объектах. Их наличие или отсутствие свидетельствует об уровне социальной адекватности и самореализации личности;
ожидания— обусловленные социальной практикой восприятие будущего, цели, желания, возможности: возможные варианты развития личности, возможные альтернативы воспроизводства социальных ценностей.
В процессе своей повседневной деятельности у субъекта вырабатывается система ценностей, которая актуализируется циклически. В соответствии с этой системой субъект формирует ожидания в отношении своей жизни. Ожидания, реализуемые через повседневную деятельность, благодаря которой субъект достигает каких-либо результатов, обозначены как «достижения». Те, в свою очередь, могут в равной степени как оправдывать, так и не оправдывать ожидания. И в первом, и во втором случае происходит актуализация ценностей: могут быть отброшены старые и приняты новые15.
Такова модель функционирования системы ценностей. При этом «ожидание» служит своего рода стандартом потребительских желаний при создании товаров и услуг. Именно на реализации этих стандартов и построена методика ValuescriptTM. Приведем в качестве примера таблицу.
Таблица 1. Некоторые стандарты ожиданий и достижений в личностной системе ценностей респондента
Ценность | Ожидания | Достижения |
Честолюбие | Мне тяжело быть хуже других | Я уверен, что меня ценят и уважают |
Власть | Конечно, я соглашусь, если мне предложат очень высокий пост | Меня вполне устраивают и те властные полномочия, которые я имею |
Деньги | Для чувства полной свободы мне нужно гораздо больше средств, чем я могу заработать | Для чувства полной свободы мне вполне хватает того, что я зарабатываю сейчас |
Понятия «ожидания» и «достижения» определяются как «утверждения». Эти утверждения формируются путем многоступенчатого отбора различных интервью с респондентами по принципу «Лестница мнений» (см. с. 24.). Также респондентов просят распределить ценности по степени важности и отразить свою степень согласия с утверждениями, в коих эти ценности сокрыты. Благодаря такому личностному подходу, методика ValuescriptTM позволяет кодифицировать систему ценностей потребителей, определив:
степень значимости декларируемых ценностей;
степень значимости реальных ценностей;
уровень реализации реальных ценностей;
уровень актуальности реальных ценностей;
интегральный показатель – индекс дискомфорта личности16.
Выявив через респондентов регуляторы потребительского поведения и проанализировав полученные данные (стили жизни, потребление и т.д.), определяют социально-психологический портрет респондентов-потребителей, после чего методисты (операторы) ValuescriptTM устанавливают взаимоотношения потребителей с брендом, что и является конечной задачей данной методики. Сюда входят:
«среда обитания» бренда (экономическая среда, конкуренты и пр.);
место бренда на рынке;
перспектива бренда на рынке;•«портрет» бренда;
стратегия брендирования.
В завершение описания метода психографии в мультикультурном пространстве с помощью методики ValuescriptTM необходимо дать небольшое пояснение.
Перед создателям методики в качестве одной из основных стояла целевая задача разработки телевизионных рекламных обращений для приобретения легкового автомобиля с применением метода психографии. В результате решения данной целевой задачи было выявлено пять основных сегментов покупателей легковых автомобилей, к которым применима рекламная телепродукция (табл. 2).
Таблица 2 Основные категории потребителей рекламной телепродукции в категории потенциальных покупателей легковых автомобилей
Сегмент | Преследуемые выгоды | Ценности |
«Демонстраторы» | Потребители, для которых наибольшее значение имеют внешний вид и престижность автомобиля | • Здоровый психологический климат в коллективе • Престиж работы |
«Ориентированные на безопасность» | Потребители, для которых наибольшее значение имеет пассивная иактивная безопасность автомобиля | • Активный отдых • Материальноеблагополучие |
«Прагматики» | Потребители, для которых наибольшее значение имеет оптимальное сочетание цены инадежности автомобиля | • Воспитание детей,передача опыта • Честолюбие |
«Гедонисты» | Потребители, ориентированные на получение удовольствия от вождения автомобиля | • Любовь (романтическиеотношения) • Пассивный отдых |
«Ориентированные на сервис» | Потребители, для которых наибольшее значение имеет наличие доступного и качественногосервисного обслуживания | • Интеллектуальный отдых • Эстетическиеудовольствия |
Помимо психографии как метода маркетинговых исследований, не меньший, а даже больший интерес представляет второй феномен коммуникаций информационного постиндустриального общества – глокализация, или единое сообщение, или «основной зонтик» (the umbrella).
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература