11.21. Франчайзинг
Франчайзинг — это технология не рекламы как коммуникации, а рекламного бизнеса (франц. franchise — льгота, привилегия, освобождение от налога). В дальнейшем это слово закрепилось в англоязычных странах, породив тем самым некий казус. Этот казус — фонетический, и обусловлен он незначительным различием в звучании французского слова и английского. Дело в том, что в английском языке есть свое слово «франчайзинг», которое пишется точно так же, как и французское, но имеет иное значение. Исконно английское слово «franchise» переводится как «право гражданина на участие в выборах». А ставшее английским французское понятие «franchise», о котором и пойдет речь, в большинстве англо-русских словарей, например в классическом словаре В.К. Мюллера, отнесено к американизмам, что порождает путаницу у российских предпринимателей, вызывая естественное недоверие к этой рекламной бизнес-технологии в целом. И профессиональному рекламисту желательно помнить об этом фонетическом нюансе.
Кстати, путаницу в трактовке термина внесла давняя история системы франчайзинга. Ведь этой системе уже более 200 лет, и зародилась она не во Франции, а в Великобритании. На заре XIX в. британские пивовары организовали систему так называемых связанных домов. Суть системы заключалась в том, что некая фирма (в данном случае пивоварня), имевшая высокую репутацию на рынке (как сказали бы сейчас, «с раскрученным брендом»), передавала другой фирме (пивоварне) или частному предпринимателю свой товарный знак (бренд), фирменный стиль и свое ноу-хау в ведении бизнеса. При этом обязательства по договору двух лиц были следующими:
1) передающая сторона(франчайзер) обязана: оказывать содействие в становлении бизнеса (в каждом конкретном случае условия оговариваются отдельно), обеспечивать технические и консультационные услуги;
2) приобретающая сторона(франчайзи) обязана: регулярно производить платежи за пользование исключительными правами передающей стороны. Предмет договора называется франшиз.
Эта простая схема двухсотлетней давности фактически не претерпела существенных изменений и по сей день. Именно по этой схеме начинали свое восхождение на бизнес-«Олимп» такие легендарные фирмы, как фабрика швейных машин «Singer» (с 1860 г.), компании «Coca-Cola» (с 1886 г.) и «General Motors» (с 1898 г.). Сегодня франчайзинг активно развивается во всех отраслях экономики и является объектом правового регулирования более чем в 80 странах.
Главная особенность франчайзинга состоит в необходимости соблюдения стандартов (количество магазинов во франчайзинговой сети роли не играет). Поэтому в этой жесткой бизнес-технологии ведущую роль начинает играть такое художественное понятие, как фирменный стиль предприятия, даже по сравнению с другими рекламными технологиями как средствами коммуникаций. Так, франчайзинговая торговая сеть бутиков только одного бренда «Stefanel», открытая в России известным итальянским франчайзи (приобретающей стороной) основных мировых Домов моды Тино Фонтана (который выступает в России как владелец генеральной франшизы), охватывает более 20 городов, в том числе Екатеринбург, Самару, Краснодар, Иркутск, Новосибирск, Красноярск, Терек, Челябинск и даже Магадан. Все региональные магазины этой франчайзинговой сети едины по дизайну и ничем не отличаются от итальянского или московского магазинов категории flagman ship («флагманский корабль») — основного магазина франчайзинговой сети в каждой стране. Во всех магазинах поддерживаются единый ассортимент и единая маркетинговая политика.
При всех своих несомненных плюсах, отработанных на протяжении двух столетий и особенно ценимых начинающими предпринимателями, франчайзинг имеет и «оборотную сторону медали». Например, начавший с нуля предприниматель — франчайзи, которому франчайзер помог организовать бизнес, в один прекрасный момент может решить, что незачем платить франшизу франчайзеру — передающей стороне, лучше открыть собственный бизнес и стать конкурентом «отцу»-франчайзеру, тем более что все «отцовские» ноу-хау и коммерческие тайны известны. «Отцу»-франчайзеру остается только объявить о банкротстве и аннулировать франшизу. Не трудно догадаться, какими, в лучшем случае, юридическими проблемами, особенно в России, это может закончиться.
Тем не менее, большинство российских франчайзеров и франчайзи предпочитают придерживаться западных стандартов и этики. Поэтому российский рынок франчайзи становится все более привлекательным для западных инвесторов. Например, крупнейшая голландская международная сеть «Spar», имеющая 16 тыс. магазинов в 29 странах мира, в 2002 г. вышла на российский рынок, открыв в Нижнем Новгороде и Дзержинске три магазина и поставив цель довести в Москве к 2007 г. число магазинов «Spar» до 100.
Единственным сдерживающим фактором развития франшизы в России остаются невысокие доходы, причем не столько населения, сколько мелких и средних предпринимателей. Так, для переоборудования продовольственного магазина площадью в 1000 кв. м под стандарты франшизы требуется до 500 тыс. долларов. Подавляющее большинство розничных магазинов не может себе позволить такие вложения. Зато в России есть свои «Ломоносовы», изобретающие новые франчайзинговые схемы. Например, компания «Лавка жизни», после кризиса 1998 г. бесплатно раздала более 100 своих торговых точек сотрудникам компании на условиях франчайзинга. Вход в сетевую систему «Лавки жизни» стоил всего 50 долларов, а сбор составлял лишь 5% выручки. Правда, одновременно стали появляться «левые» «Лавки жизни», но руководство компании закрыло глаза на этот беспрецедентный факт, посчитав, что они будут только содействовать раскрутке компании. Поэтому сказать сегодня, сколько точно существует торговых точек под брендом «Лавка жизни», не может никто. Идеолог компании «Лавка жизни» А. Маковеев не унывает и сравнивает ее с операционной системой Windows, которую руководство любой фирмы покупает официально, тогда как подчиненные предпочитают бесплатно переписывать ее у друзей.
В заключение отметим, что технология франчайзинга по-прежнему остается актуальной, потому что только через нее можно внедрять прогрессивные технологии, в том числе и рекламные, уже опробованные на практике в основной торговой точке или «флагманском магазине».
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература