11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
Систему эмиссии дисконтных и бонусных торговых пластиковых карточек не принято относить к рекламным технологиям. Считается, что это технология маркетинга, да и то «второго плана». Тем не менее, есть все основания считать ее рекламной технологией. Объясню почему.
В отличие от маркетинговых технологий, направленных на зарабатывание максимума денег с продажи товара, рекламные технологии призваны:
1) максимально продвигать товарный знак для его вывода на рынок, нахождения и занятия своей ниши;
2) формировать из товарного знака бренд;
3) продвигать сам бренд.
Другими словами, непрерывно увеличивать стоимость нематериального объекта — знака-бренда. А теперь посмотрим, что могут продвигать дисконтные и бонусные торговые пластиковые карточки.
Дисконтные и бонусные пластиковые карточки как основной инструментарий рекламной технологии, которую можно назвать «дисконтная реклама» или «система дисконтной рекламы», являются прежде всего торговыми. Это значит, что их выпускают торговые организации. Следовательно, посредством дисконтной рекламы, основанной на маркетинговой системе скидок, торговые организации продвигают свой бренд. Причем, что очень важно, именно товарный знак фирмы, а не марку конкретного товара. Этим дисконтная реклама принципиально отличается от остальных рекламных технологий.
Торговые пластиковые карточки обычно ориентируются по трем направлениям:
• банковские карточки, по которым оплачиваются услуги торговых организаций; сюда же относятся пластиковые карточки «American Express» и «Dinners Club», хотя эти компании банками не являются;
• дисконтные картысторонних эмитентов; они могут «замыкаться» на центральной организации, например на международной системе «Countdown», или использоваться как дисконт других торговых организаций. Например, торговая сеть «Старик Хоттабыч» принимает в виде дисконта на свои товары дисконтные карточки сети магазинов бытовой электроники «М-Видео»;
• собственные карточки, которые выпускаются как одной торговой организацией, так и по взаимной договоренности с другими организациями. К другим организациям могут относиться и банки, и дисконтная система, и розничная сеть. Преимущество этого вида карточек в том, что они служат как для предоставления скидок, так и для расчета при покупках.
Сами торговые пластиковые карточки обычно бывают двух видов: дисконтные и бонусные.
Дисконтные торговые пластиковые карточки предоставляют их держателям скидки или иные привилегии в торговых предприятиях.
Бонусные торговые пластиковые карточки зависят конкретно от покупательской активности — чем она выше, тем больший бонус получает держатель карточки. Если бонусные карточки выпущены совместно с банками, то они имеют статус полноценного платежного средства — пластиковых денег.
Рассматриваемая нами маркетингово-рекламная технология настолько мало изучена в России (у нас до сих пор не проводилось специальных исследований), что представления о действенности того или иного направления, или вида, пластиковых карточек до сих пор остаются весьма субъективными.
Так, с одной стороны, бытует мнение, что дисконт с фиксированной скидкой (а это подавляющее большинство дисконтных карт) вообще не эффективен. С другой стороны, признается, что да, дисконтные карточки с фиксированными скидками высокоэффективны, но только потому, что они приобщают простого потребителя к «клубу избранных», особенно если этот простой потребитель раз в жизни позволил себе купить какую-то вещь не на рынке, а в магазине подороже.
Существует и третье мнение: дисконтные и бонусные пластиковые карточки, лимитированные по времени, гораздо эффективней нелими-тированных. Подобный взгляд обосновывают... человеческой жадностью. (Такое обоснование не лишено смысла, если вспомнить об известном мерчандайзинговом приеме – менять ассортиментный ряд в магазине или одежные коллекции в бутике не ночью, пока нет посетителей, а, наоборот, во время максимального покупательского потока. Мерчандайзеры исходят из примитивной обывательской логики — «раз товар средь бела дня убирают с прилавков, значит, либо что-то случилось в магазине, либо товар заканчивается. Раз товар заканчивается, значит, он сверхвостребован другими покупателями. А раз он сверхвостребован, следовательно, его обязательно надо купить и мне».)
На Западе, где финансовые возможности большинства населения значительно выше, нежели в России, проблемы с пластиковыми карточками (которые к тому же появились там гораздо раньше) не стоят так остро и отношение к ним у эмитентов не столь субъективно. Основной вид пластиковых карточек на Западе — это «триадные» карточки, включающие три направления: 1) банковское, 2) торговое, 3) сферы услуг. Приведем поясняющий пример.
VISA International. Предусматривает три вида совместных карточек, основным эмитентом которых является банк. Это первый участник триады. Второй — так называемый Co-brandet card, пластиковые карточки компаний с широко известной торговой маркой. И, наконец, третий участник — Affinity card (дословно: «карточка родового сходства»), пластиковые карточки организаций, например клубов, членов которых объединяют общие спортивные или профессиональные интересы. Скажем, Промышленно-торговый банк Китая эмитировал карточку VISA совместно с шанхайским университетом Jiao Tong. Или пластиковая карточка для людей, объединенных общим интересом — роскошным образом жизни, выпущенная Carte Gourment VISA совместно со швейцарской фирмой «Movenpick», владеющей сетью роскошных отелей и ресторанов.
Не менее известные международные ассоциации «Europay International» и «MasterCard International» активно развивают программы, мало чем отличающиеся от VISA International.
К сожалению, позднее развитие «пластиковых» маркетингово-рекламных технологий и низкая платежеспособность населения предопределили отсутствие в России кредитной истории. Поэтому ни «карт лояльности», ни карт «револьверного кредита» российские банки не выпускают. Если на Западе держатель пластиковой карты с надежной кредитной историей, попросту говоря — человек, аккуратно погашающий кредиты, при нулевом балансе на своем банковском счету в случае необходимости, например, ночью, может снять в банкомате до 3 тыс. долларов в минус банку, но под большие проценты, то в России оказание подобных услуг для банкиров представляется страшным сном (или ночным кошмаром). Поэтому все маркетингово-рекламные программы сводятся к одной стратегии — пропаганде среди населения удобства безналичной оплаты товаров, услуг. В довершение всего, и банкоматы в России не расположены, как на Западе, на каждом углу каждого квартала. А если они и есть, то либо не работают, либо в них закончились деньги.
Подводя итог дисконтно-бонусной рекламной технологии, можно сделать следующий вывод: по продвижению брендов банков, торговых сетей и эксклюзивных клубов дисконтно-бонусная рекламная технология одна из наиболее эффективных, но только в странах с высокими доходами среднего класса, что для России не актуально. Пока. Будем считать, что для России это маркетингово-рекламная технология будущего.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература