11.12. Pos-материалы
Название этой технологии принято писать английскими буквами, причем равно правильным является написание и P.O.S., и P.O.S.M., и P.O.S.-материалы, и POS-материалы (от англ. points of sales — точки конечного приобретения). Эта технология связана с мерчандайзингом и даже, по мнению ряда рекламистов, является его неразрывной частью (или параллельной технологией по принципу «два в одном»). POS-материалы подразделяются на Retail — предприятия розничной торговли и Horeca(аббревиатура от англ. hotel, restaurant, cafe — гостиница, ресторан, кафе). В связи с тем что основные продажи происходят на предприятиях розничной торговли, то обычно POS-материалы рассматриваются именно в этой категории.
Что включают в себя POS-материалы?
Фактически, эта технология объединяет в себе всевозможные рекламные носители в местах продаж. Перечислим их основную часть.
POS-материалы категории Retail:
• конструкции для презентационных материалов — стойки, демонстрационные стенды, тумбы т.п.;
• диспенсеры или холдеры — подставки под рекламные материалы;
• рекламная полиграфия — плакаты (60x90 см), постеры 1/2 плаката или 45x60 см), стакеры, гирлянды, флаги и флажки (вплоть до крохотных картонных треугольников), чисто полиграфическая продукция (проспекты, визитные карточки предприятия, открытки, мини-календарики, наклейки, ценники и т.п.);
• напольная графика и напольные фигуры;
• подвесные конструкции — воблеры (от англ. to wobble — качаться, дрожать), таблички на гибкой дрожащей пластмассовой ножке, прикрепляемые к полке и указывающие место выкладки того или иного товара, джумби — увеличенные копии упаковок соков, сигарет, молочной продукции и пр., мобили — картонные конструкции, подвешиваемые над выкладкой товара, часто с указанием скидок или новых цен за товар;
• мобильные стенды — роллерные конструкции типа «зонтик» (Pop-up) и «ширма» (Foldable). Сюда же относится новый тип роллерных конструкций — компактные конструкции Portables;
• реклама на тележках — применяется в супер-, гипермаркетах. Исследования показали, что рекламу на тележках замечают до 75% посетителей, запоминают более 50%. При этом для покупателей, имеющих конкретное намерение купить тот или иной товар, более эффективна внутренняя сторона тележки, а для «спонтанных», импульсных покупателей, наоборот, — внешняя сторона (до 32,5% покупателей); размер такой рекламы 30x20 см;
• жидкокристаллические и плазменные дисплеи и мониторы, показывающие статичную или динамичную (клипы) рекламу. Следует помнить, что на этот тип POS-материалов не распространяется запрет на рекламу ликероводочных напитков и сигарет;
• холодильники или охлаждаемые демонстрационные шкафы — реклама на холодильниках наиболее всего характерна для продуктовых павильонов, тогда как охлаждаемые демонстрационные шкафы, например, с продукцией «Coca-Cola», «Pepsi-Cola» или различными пивными марками, можно встретить везде, даже на улицах рядом с продуктовыми палатками, торгующими у метро;
• рекламные объявления по внутренним сетям радиовещания;
• бегущие электронные строки;
• музыка, звучащая в торговых залах, — известно, что небыстрая инструментальная музыка (до 60 тактов в минуту), например Э. Морриконе или М. Леграна, способствует тому, что покупатели задерживаются в магазине на 17% дольше и тратят денег на 38% больше, нежели когда звучат быстрые, динамичные или «тяжелые» мелодии (от 108 тактов в минуту)175.
• товарные информационные центры — терминалы или специально выделенные пространства внутри магазинов с мониторами, на которых демонстрируется информация о продукции, представленной в магазине; использование товарных информационных центров позволяет увеличивать продажи до 75%.
POS-материалы категории Ногеса: часть вышеперечисленных POS-материалов (рекламная полиграфия, джумби и охлаждаемые демонстрационные шкафы) может использоваться и в гостиницах, кафе, ресторанах. Также в категории Ногеса применяются:
• картонные или глиняные подставки под напитки — с логотипами (товарными знаками) этих напитков;
• пепельницы — с логотипами (товарными знаками), как правило, сигарет;
• фирменная посуда — бокалы, кофейные чашки, тарелки и т.д.;
• зажигалки;
• музыка, определяющая стиль кафе, ресторана.
В гостиницах к POS-материалам можно отнести все: вестибюль, лифты, пепельницы, бар, служащих, полотенца и халаты и т.д. Ведь что продает гостиница в отличие, скажем, от супермаркета?
В отличие от супермаркета, продающего товар, гостиница продает «саму себя» — свои услуги, свой комфорт, удобства для пребывания постояльца. И если в магазине POS-материалы начинаются с разработки системы позиционирования торговых марок, то в гостинице прежде всего формируется атмосфера, т.е. разрабатывается система позиционирования отеля как бренда. Поэтому основные POS-материалы отеля — это все, что способно влиять на подсознательные ощущения постояльца. Недаром отели системы «Sheraton» одинаковы во всем мире. Рекламный ход прост: для человека, постоянно ездящего по миру, например, бизнесмена, всегда приятно осознавать что в какой бы стране он ни находился, в отелях «Sheraton» все, вплоть до пепельницы в холле, везде и всегда одинаково. И если ему нравится, допустим, номер N отеля в Майами, то он уверен, что и в Афинах он получит тот же номер, с такой же мебелью и такими же удобствами. Именно поэтому он будет останавливаться только в отелях «Sheraton», хотя это может стоить намного дороже.
Огромную роль в продажах играет упаковка — пожалуй, самый главный POS-материал (хотя напрямую упаковку к этой рекламной технологии отнести нельзя). Независимо от того, сколько денег человек потратит в магазине, его ничто не заставит купить продукт в плохой упаковке, уверен С. Зимен, «она является "лицом"... продукта, которым он поворачивается к покупателю в критический момент — в момент принятия им решения о покупке...
Раньше упаковка предназначалась исключительно для того, чтобы защитить то, что внутри, от загрязнения или поломки. Но торговцы довольно быстро поняли, что упаковка продукта — это отличное место для маленькой рекламы, которую можно сделать в последний момент. В конце концов, последний рубеж обороны против ваших конкурентов — это внешний вид вашего продукта, когда он лежит на полке магазина. Особенно важное значение упаковка приобретает в наши дни, когда каждый год на рынке появляется более 30 000 новых продуктов, включая разные версии одного продукта — 15 ароматов одного и того же дезодоранта, зубная паста отбеливающая, зубная паста, препятствующая образованию зубного камня или содержащая питьевую соду, и т.д. и т.п.»176.
Тем не менее нельзя обольщаться верой в магию POS-материалов. Они всего лишь дополнение: 1) к бренду товара, 2) к дизайну упаковки, 3) к мерчандайзингу, 4) к дизайну торгового зала.
Эти четыре пункта всегда останутся системообразующими в продажах товара, а POS-материалы — всего лишь средством рекламистов и маркетологов, пытающихся с помощью этой рекламной технологии исправить ошибки в продвижении бренда, дефекты упаковки и мерчандайзинговых выкладок, дизайна внутреннего пространства торгового зала. В конце концов, именно психологи и дизайнеры должны решать, как, в каком количестве и с каким шагом вывешивать POS-материалы в торговом зале, определять зоны POS-материалов, стандартизировать их.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература