Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
Основная причина заключается во все том же отсутствии индивидуализма, свободомыслия, желания позиционировать себя, дистанцировавшись от других, себе подобных людей. В главе 1 мы уже затрагивали особенности межличностных и межкультурных отношений как оппозиций между Россией и Западом на примере особенностей российского менталитета. Так, в оппозиции 4 были упомянуты русские народные сказки про Емелю, «сидящего на печи, жующего калачи» в ожидании счастья, и про Ивана Дурака, также пассивно ждущего своей Жар-птицы. В оппозиции 7 мы вспомнили исторически сложившуюся неуверенность россиян в себе и своем будущем, порождающую извечную российскую любовь к «копанию», причем ладно в своей, но и в чужой душе. Можно предположить, что через эти архетипы стереотипами русского менталитета стали некий фатализм и пассивное, иждивенческое отношение к своей судьбе, а также неуверенность в собственных силах, порождающая нежелание что-либо делать. Вспомним, ведь именно эти архетипы, ментальные и социокультурные, были так характерны для раннего Средневековья Запада. Почему же они так прочно привились в России, продолжая негативно воздействовать на наше общество и на отечественную рекламу.
Перечислим только несколько возможных причин.
Причина 1 (местоположение)
Россия до Петра I практически не имела выходов к морю, следовательно, не могла вести полноценную торговлю ни с Западом, ни с мусульманскими странами, в Средние века более развитыми, нежели Европа, особенно Северная, с которой мы граничили, поэтому русские купцы не были заинтересованы в знании иностранных языков, иноземной культуры и пр.
Причина 2 (природно-географическая)
В отличие от Западной и Южной Европы, где уже к концу периода классического Средневековья большинство лесов были вырублены и пришлось постепенно переходить к каменным постройкам, в России проблем с древесиной не было никогда, даже сегодня. Сравним цитаты двух авторов.
Ж. Ле Гофф о Западной Европе: «Лес был такой ценностью (имеется в виду только лес для строительства, а не обычная древесина для повседневных нужд. — П.П.), а высокий ствол — вещью настолько редкой, что требовалось чудо, чтобы не погубить его небрежной обработкой. <...> Лес, наряду с продуктами земли, являлся в средние века столь драгоценным материалом, что он стал символом земных благ. <...> Очень рано лес на средневековом Западе стал одним из главных предметов экспорта. В нем нуждался мусульманский мир, где деревья (кроме лесов Ливана и Магриба) были, как известно, редкостью. Лес был самым великим «путешественником» западного Средневековья...»87.
С.К. Жегалова о Руси: «К сожалению, вещей от старого быта русского человека до нас дошло не так много. А среди них предметов из дерева меньше всего. Ведь у дерева, при всех его достоинствах, есть существенный недостаток: оно быстро разрушается, легко горит.
Кроме того, дерево стоило дешево, и деревянные изделия не берегли. То, что сохраняло время, что не сгорело на пожарах, уничтожали люди: зачем беречь старое, если так просто сделать новое?»88.
Это инфантильное отношение к окружающим предметам и собственности как исконно русский архетип сохранилось по сей день (например, отношение горожан к собственным подъездам в много-квдр!ирных домах), превратившись в расхожий стереотип.
Причина 3 (историческая)
Россия, в отличие от стран Южной Европы, унаследовавших античную культуру, историю и частично политическое устройство (например, средневековая Венецианская республика), не имела подобного прошлого. Соответственно, и не было заложенной с молоком матери тяги к личной собственности. Также, в отличие от Западной и Северной Европы, Древняя Русь не участвовала в завоевании Рима (по мнению многих историков, у варваров после завоевания Римской империи привязанность к частной собственности стала сильнее, нежели у римлян, что объясняется естественным желанием завоевателей утвердить на чужих землях свою независимость).
Древняя Русь во времена завоевания Римской империи варварами (500-е гг. н.э. — период раннего Средневековья) продолжала жить, фактически в архаичных большесемейных общинах-деревнях, что было характерно для Греции III–II тыс. до н.э.
Причина 4 (внешнеполитическая)
Хотя сегодня бытует мнение о том, что нашествие монголотатар было не так страшно и губительно для Руси, как считалось лет двадцать назад, тем не менее все-таки почти трехвековой период ига существовал, что крайне негативно сказалось на развитии всего российского общественного уклада и товарно-денежных отношениях. Окончательно свергнутое Иваном III в 1480 г., монголотатарское иго по времени совпало с периодом позднего Средневековья и эпохой Возрождения в Западной Европе.
Причина 5 (внутриполитическая)
Если в Западной Европе в XII–XIII вв. барщина (барщинные отработки) почти повсеместно исчезла (за исключением Пруссии и Польши), то в России в конце Средних веков сложилось так называемое вторичное крепостное право, просуществовавшее до 1861 г. К тому же надо помнить, что и в Западной Европе, и особенно в Южной, в XI–XII вв. был восстановлен крестьянский аллод — свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. Так, в Англии аллод существовал: по договору между крестьянином и сеньором о «совместной посадке», которая потом становилась свободным владением; по праву крестьянина претендовать на земли, которые из-за беспечности сеньора или его служащих были несколько лет в свободном владении; наконец, по возможности основывать свободные заимки на обочине сеньоральных расчисток земли. В Италии в округах любых городов были земельные «оазисы независимости» (по Ж. Ле Гоффу), а в Испании после реконкисты часть отвоеванных у мусульман (мавров) земель просто оказатась вне сеньоральной зависимости.
В России даже представить себе подобное, за исключением ежегодного Юрьева дня, было невозможно.
Причина 6 (экономическая)
В Западной Европе в эпоху Возрождения начался закат системы цехов как объединений городских ремесленников, что породило расцвет рыночных отношений и, соответственно, способствовало зарождению аналогов современной рекламы уже к началу XVI в. Индивидуализм и свободомыслие мастеровых победили цеховую сплоченность и цеховой монополизм, что и было законодательно закреплено в XVIII в. В России все наоборот. В 1722 г. Петр I только ввел цеховое устройство, просуществовавшее в неизменном виде вплоть до 1917 г. Получается, что средневековая система цехов действовала в России даже в индустриальную эпоху!
Причина 7 (духовная)
Византийский христианский абсолютизм, так хорошо привившийся на русской «почве» и частично сломленный Петром, успел сыграть свою негативную роль (и как мы увидим ниже, продолжает играть ее и сегодня, формируя в том числе специфику российского постмодернизма даже в рекламе). А. Ананьев писал: «Киевских князей Рюриковичей, ходивших (с разными целями) в Византию, покорила церковная да и дворцовая, царская обрядность, полная великолепия и пышности, и обрядовая пышность эта, а вместе с нею и взаимоотношения властей и народа, перенесенные на русскую действительность, и по сей день отдают горьким плодом»89.
Сюда можно отнести: и проповеди православной церкви о соборности русского народа, заключающиеся в «истине, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай» (зачем в таком случае рекламировать свой товар? Чтобы стать богаче? Но тогда окажешься в аду...); и церковный запрет на светское искусство — нельзя было ни о чем писать и ничего изображать, кроме церковной тематики (в Западной Европе закончилась эпоха Возрождения, одарившая мир гениальными произведениями художников, архитекторов, литераторов, прошла эпоха Реформации, а в России по-прежнему, кроме икон и описаний житий святых, никакого другого искусства не существовало. Например, гравюра и ксилография появились только при Петре, тогда как в Европе метод ксилографии в рекламе применялся уже в XVI в., а гравюра использовалась в светских целях с XV в. — как только появилась бумага); и допетровский запрет на издания любой литературы, кроме церковной.
Таким образом, «Запад со своим ограничительным абсолютизмом получил одно развитие, мы же, задавленные симбиозом светского (азиатского) и церковного, — другое, поставившее нас в положение постоянно догоняющей прогресс нации»90.
Все это привело к главной «тормозной» причине тотальной отсталости России в рекламном деле — к причине 8.
Причина 8 (образовательная)
Еще в 1917 г. в России неграмотных было более 100 млн. Естественно, ни о какой печатной рекламе в тех масштабах, какие она приняла к XX в. в Европе и Америке, говорить не приходилось. Хотя, конечно, к XIX в. в России стала зарождаться реклама в привычном для нас понимании этого слова.
Первая печатная российская газета с невероятно длинным названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах» вышла в свет 2 января 1703 г. под непосредственным патронажем Петра I.
Первое рекламное объявление было приложено к № 12 «Ведомостей...» от 31 марта 1770 г. Однако рекламные объявления не прижились в России, а с 1830 по 1860-е гг. печатать частные объявления разрешалось только губернским ведомостям. Фактически, это был запрет частной рекламы. Вот как он звучал: «Печатаются частные известия... подобные нижеследующим: 1) О продаже или покупке недвижимого или движимого имения. 2) Об отдаче внаем долгов, людей и проч. 3) О предложении услуг. 4) О побеге людей. 5) О потерянных и украденных вещах. 6) Об уничтожении доверенностей и актов. 7) Предостерегательные известия. 8) Вызовы частными людьми кредиторов и должников. 9) Вообще известия и объявления, не клонящие ни к какому вреду, и обо всех предметах, о коих дозволяется печатать в ведомостях обоих столиц»91.
Заметим, что все пункты этого документа, за исключением 1, 3 и 9, больше напоминают руководство к фискальным действиям, нежели действительно рекламу.
Только к началу XX в. реклама в прессе становится развитой сферой российского рекламного бизнеса. В это время большой популярностью пользовались рекламные журналы «Торговля», «Торговля и жизнь», «Деловой будильник», «Искусство рекламирования» (Санкт-Петербург), «Комиссионер» (Москва), «Рекламист» (Одесса). Тогда же в России появились первые адресные книги и телефонные справочники типа «Весь Петербург/Москва/Киев/Харьков и пр.».
Первое рекламное агентство организуется в России в 1878 г. (напомним, что в Европе — в 1611 г.!). Это Торговый дом Людвига Метцля («Л. и Э. Метцль и Ко»), автора знаменитой фразы «Объявление есть двигатель торговли».
В 1896 г. в России был принят закон об охране товарных знаков. Причем, как это принято в российских законах, определение товарного знака отсутствовало, просто указывалось, что товарным знаком является все, что подходит для индивидуализации происхождения товара. Забавно, но в прогрессивном для России законе оригинальность и новизна знака не оговаривались, это было не обязательно. Обязательным было только одно — чтобы товарный знак «...что-нибудь говорил представлению и памяти»92. Но прогрессивный характер этого закона очевиден — до его принятия практически всеми товарными знаками, а также элементами российских фирменных стилей служили все те же средневековые клейма — знаки принадлежности, происхождения и собственности, по структуре своего начертания мало чем отличавшиеся от средневековых западноевропейских цеховых клейм.
Структурная модернизация товарных знаков как знаков принадлежности, происхождения и собственности в России началась только в XX в., но современное «демотическое» начертание, простота и лаконизм, синтез нескольких смыслов в одном знаке были заложены конструктивистами (см. Этап VI). Для сравнения: в «продвинутой» Европе в это время стоял уже вопрос не о создании товарных знаков, а об их модернизации (хотя рекламная концепция о неизменности начертания товарного знака коренным образом была пересмотрена только середине 1940-х гг.).
Тем не менее, еще в 1900 г. компания «Singer Manufacturing Co» несла коренные изменения в свой товарный знак, первый вариант оторого был зарегистрирован в 1885 г. То же самое можно сказать и про компанию «Shell», чья товарная марка — стилизованное изображение раковины-гребешка — была зарегистрирована в 1904 г., тогда как регистрация самой идеи раковины как знака фирмы относится к последней четверти XIX в.
Эволюция развития логотипа как товарной марки (знака принадлежности, происхождения и собственности) компании «Shell»
(Примечательно, что первый председатель «Shell» M. Сэмюэль выбрал для эмблемы компании раковину на основании детских воспоминаний о бизнесе своего отца, торговавшего украшениями из морских раковин. Этот пример наглядно свидетельствует, что уже в XIX в. на Западе средневековая цеховая тематика знаков принадлежности, происхождения и собственности в виде христианских символов и гербов отмирала.)
Таким образом, только к началу прошлого века, когда уже были изобретены телефоны, кинематограф, автомобили, радио, телеграф и пр., Россия через знаки принадлежности, происхождения и собственности стала выходить в рекламном бизнесе из Средневековья, отставая от Запада в этой сфере почти на 500 лет.
Таковы объективные факты. Как и тот факт, что толчок к развитию рекламы в России дала революция 1917 г., породившая конструктивизм — единственное направление в изобразительном искусстве вообще и в искусстве рекламы в частности, принесшее России действительно мировое признание, во многом определившее дальнейшее развитие рекламы в СССР, в постсоветской России, да и во всем мире (даже в Японии 1920-х — начала 1930-х гг.). И как знать, по какому пути развивалось бы дальше мировое искусство, в том числе и рекламное, если бы не сталинская имперская политика 1930-х гг. в СССР, не приход к власти национал-социалистов в Германии, закрывших в 1933 г. самую знаменитую европейскую школу дизайна «Баухауз» в Веймаре, и не начало Второй мировой войны, повлекшее за собой закат японской школы модерна (модернизма/конструктивизма).
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература