Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
В 331 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, основав город Александрию. Полководец и диадох Александра Птолемей I стал родоначальником династии Птолемеев (Лагидов), правивших Египтом до 30 г. до н.э. Эллинизация Египта сопровождалась экспансией греческой культуры и греческого языка, который стал использоваться наравне с египетским. Именно благодаря греческой экспансии, спустя более чем два тысячелетия после Александра Македонского, в июле 1821 г. тридцатилетний французский академик Жан Франсуа Шампольон выпустил в свет свой труд «Письмо к г-ну Дасье относительно алфавита фонетических иероглифов...», где описал основы дешифровки египетских иероглифов. Древнеегипетские иероглифы расшифрованы и прочитаны...
Но какое отношение к рекламе имеет это величайшее историческое и лингвистическое открытие?
Дело в том, что на Розеттском камне — отполированной черной базальтовой плите размером с письменный стол, найденной в Египте в 1799 г. наполеоновским солдатом, — были высечены идентичные надписи, но тремя видами письма: иероглифическим, демотическим и фонетическим. Последнее являло собой обычную древнегреческую письменность. Сравнительное изучение древнегреческого текста, где упоминалось имя одного из Птолемеев (правившего в 196 г. до н.э.), и древнеегипетского картуша, в который было заключено то же царственное имя, позволило Шампольону расшифровать египетские иероглифы.
А теперь рассмотрим, в чем разница между этими тремя видами письма как видами отражения визуальной информации.
Иероглифическое письмо. Шампольон по «характеру выполнения» различает три вида иероглифов:
• подлинные (франц. les hieroglyphes purs), изображавшие предметы полно и детально, иногда в красках, и применявшиеся на монументальных памятниках общественного характера;
• контурные (les hieroglyphes profiles), передававшие лишь контуры воспроизводимого предмета, без внутренних деталей, т.е. «силуэты подлинных иероглифов», применявшиеся в надписях на небольших барельефах, стелах, статуэтках, амулетах и т.п.;
• линейные (les hieroglyphes lineaires), изображавшие предметы в сильно схематизированном виде и содержавшие минимальное число штрихов, достаточное, однако, для распознавания воспроизводимого предмета, если иметь некоторое знакомство с подлинными иероглифами79.
Демотическое письмо (от греч. demos – народ). Упрощенное скорописное иероглифическое письмо, с активным использованием лигатур, т.е. нескольких знаков, сливающихся в один. Возникло в VIII–VII вв. до н.э.
Фонетическое письмо (отгреч. phone – звук, голос). Знакомое нам всем письмо, основанное на буквах (визуальных графемах), передающих звуки речи.
Иероглифическое письмо всех трех видов представляет собой, по словам Шампольона, тот же род искусства, что и живопись, «вернее, это одно и то же искусство, достигающее одной и той же цели одинаковыми средствами — имитацией предметов, с той единственной разницей, что живопись всегда оперировала образами в их собственном значении, в то время как письмо часто было вынуждено прибегать к иносказательному методу, чтобы выразить известный порядок вещей, не очевидный сам по себе, ускользающий от кисти художника, для того, чтобы стать исключительным достоянием писца»80.
Но древний писец писал для того, чтобы заложенную в его письме информацию могли прочесть. Таким образом, он был тем, кого сегодня мы бы назвали коммуникатором — человеком, связывающим передатчика сообщения со своим адресатом. Примером может служить обычное почтовое письмо, где путем письменности мы передаем информацию адресату, который находится где-то далеко. Но в наше условное письмо мы можем вложить, например, фотографию или сообщить информацию на открытке с какой-то картинкой. Скажем, поздравления с Восьмым марта принято писать на открытках с картинками или фотографиями весенних цветов, очень часто — мимозы. К какому виду отображения информации мы можем отнести изображение мимозы как символа весеннего праздника? Только к иероглифическому, передающему визуальный образ того предмета, который мы хотим отобразить. Кстати, в египетском языке нет различий между словами «рисовать» и «писать», «живопись» и «письмо», «писец» и «художник».
Таким образом, отталкиваясь от триадной системы подачи информации, благодаря которой Шампольон смог понять смысл картинного письма (сегодняшний аналог в рекламе — смыслы рисунка, живописи, фотографии и фотографического коллажа, описанные рекламными слоганами и пояснительной информацией на фонетическом языке, без которых немыслима реклама), мы можем структурировать всю визуальную подачу рекламной информации.
Единая система подачи визуальной информации (палеоаналогии «Розеттский камень») заключается в том, что на Розеттском камне надписи структурированы таким же способом, как и в любом современном информационном и рекламном блоке (в том числе и рекламном видеоклипе). При этом можно выделить три стадии:
I — иероглифическая (стадия перехода от изобразительного ряда клинейному);
II — демотическая (стадия превалирования линейного ряда надизобразительным и частичный переход к буквенной стадии);
III — фонетическая (стадия превалирования буквенной подачиинформации над изобразительным и линейным рядами).
Из этих трех стадий вытекает следующая структура визуальной подачи информации в рекламе.
Стадия I — иероглифическая– определяет:
в фирменном блоке — товарный знак;
в рекламном принте — фотографии (или коллаж, или любой изобразительный ряд);
в интернет-рекламе — трехмерный и двухмерный визуальный ряд.
Стадия II — демотическая— определяет:
в фирменном блоке — товарный знак и логотип (если в нем есть контурные отображения каких-либо предметов или образов, а не простой шрифтовой набор);
в рекламном принте — фирменный блок и рекламный слоган (если в нем есть контурные отображения каких-либо предметов или образов, а не простой шрифтовой набор);
в интернет-рекламе — мультипликацию, фирменный блок и рекламный слоган (если в нем есть контурные отображения каких-либо предметов или образов, а не простой шрифтовой набор).
Стадия III — фонетическая— определяет:
в фирменном блоке — наборный шрифтовой логотип и слоган, поясняющие подписи о форме собственности предприятия и его адресный блок;
в рекламном принте — пояснительную информацию к стадии I, наборный шрифтовой логотип и слоган, адресный блок и сайты в Интернете;
в интернет-рекламе — информационное наполнение сайта, поданное адресату буквенным (фонетическим) письмом.
Триадное деление подачи информации фактически присутствует в любом носителе информации, не только рекламном, например, в книге, где: стадии I соответствует обложка и иллюстративный блок книги; стадии II — фирменный блок издательства, рисованные титул, колонтитул, заставки и т.д.; стадии III — текст книги и выходная информация.
Подобное триадное деление информации мы видим и на уличных вывесках, которые прочно заняли свою рекламную нишу со времен раннего Средневековья. (Принято считать, что буквенные названия трактиров, гостиниц и ремесленных мастерских появились только в позднем Средневековье, ближе к эпохе Возрождения, поскольку до этого периода почти все население было безграмотным. Так ли это на самом деле, сказать сложно, однако последние археологические раскопки Древнего Новгорода показали, что уже в IX в. подавляющее большинство его жителей были грамотными. Что тогда говорить о Европе, особенно южной, вобравшей в себя все наследие античной культуры, греческого и латинского языков.)
Наряду с письменностью человечество владеет еще целым рядом иных пластических и графических способов взаимного понимания, преодолевших время и пространство. Прежде всего, это древняя «ремесленная» реклама в виде простых вывесок. К. Вейлэ пишет: «Вот заведение нашего старого приятеля парикмахера, который отметил себя и свое ремесло блестящим медным тазом, подвешенным на торчащем из стены железном шесте. Такая вывеска является в данном случае всем понятным "отличительным знаком", — ясным для каждого "вещным" или "предметным письмом". К этому же классу способов взаимного понимания принадлежат — деревянная или металлическая перчатка, шляпа-цилиндр, громадный ключ и такой же колоссальный сапог, — короче сказать — весь солидный арсенал символов наших старинных ремесел. Сюда же относятся — "Красный бык" и "Золотой лев" — вывески старинных гостиниц... Сюда относятся все наши знаки собственности от изысканных ex libris, новейших рекламных марок и патентных знаков до бельевых меток, надрезов на ушах рогатого скота и овец, и вообще всех отличительных знаков, с помощью которых отдельные лица отличают свою живую или неживую собственность от таковой же других»81.
Написано это было в Лейпциге в 1915 г., на заре индустриальной эпохи. Но и сейчас, в информационную, постиндустриачьную эпоху, эти слова можно трактовать как описание структуры всем знакомых рекламных носителей, которые прошли все те три стадии подачи визуальной информации.
Стадию Iопределило упрощение живописных и натуралистичных форм вывесок в сокращенные, часто сведенные к контурам, эквиваленты. Действительно, вывески лавок и постоялых дворов представляли собой образцы той продукции, которая в этих лавках продавалась. Например, вывеской парикмахерской служил медный таз. Затем появились надписи (принято считать, что во времена классического Средневековья), но для неграмотных людей по-прежнему вывешивались символы старинных ремесел или визуальное отображение названия заведения82. Так, гостиницу «Золотой лев» обозначало максимально реалистичное изображение золотого льва (пусть и сделанное деревенским художником-самоучкой). С техническим прогрессом, появлением автомобилей и, соответственно, расширением улиц в широкие многорядные проспекты и авеню необходимость в вывесках с атрибутами продаваемого товара отпала. Но не исчезла. Она просто видоизменилась, превратившись из объекта натуралистичной малой пластики в графический условный товарный знак, логотип и витрины как рекламные визуальные ряды, причем как двухмерные, так и трехмерные.
Стадию IIопределили: 1) всеобщая грамотность населения в развитых странах и 2) появление фотографии, что позволяет характеризовать ее как возрождение и объединение утерянных натуралистичных форм с их линейными эквивалентами и обычным фонетическим письмом.
Стадию IIIопределяют сегодня, и будут определять завтра, развитие информационных технологий и синтез натуралистичных изобразительных форм с линейными и буквенными. Особенности этой стадии можно выявить на примере последних разработок израильтян в области новейших рекламных носителей. Ими предложена новая технология, получившая название «Vision» и призванная заменить морально устаревшую расклейку рекламы на уличные щиты (билборды). Как известно, рекламные щиты имеют стандартные размер (6 х 3 м) и форму (горизонтально вытянутый прямоугольник). Израильские ученые предложили рекламистам использовать вместо щитов каркас с оптико-волоконными тканями, которые позволят придать рекламному изображению динамику и отказаться от скучного стандартного формата. Таким образом, рекламные щиты смогут принимать любую форму любого размера, светиться, а не подсвечиваться в темноте и демонстрировать динамичные сюжеты. При этом неизменная триадная структура подачи информации палеоаналогии «Розеттский камень» сохранится. По-прежнему будут присутствовать: 1) визуальный ряд (видео, фото и анимация); 2) товарный знак, логотип и рекламный слоган; 3) слоган, адресный блок и пояснительная информация, написанные буквенным письмом.
Таким образом, можно сделать основополагающий вывод о единой константной ТРИАДНОЙ структуре подачи информации на различных носителях информации, заложенной еще во времена античности, универсальным смыслом которой является оптимизация процесса чтения информации реципиентом (потребителем). Эта триада есть универсальный элемент культурной идентичности отражения рекламной информации, независимо от уровня развития общества.
Теперь обратимся к истории Средневековья, которое также внесло немалый вклад в развитие рекламы, особенно знаков принадлежности, происхождения и собственности.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература