2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
Поворот. «В сюрреалистических фильмах человеческие лица зачастую показываются перевернутыми. В результате возникает чувство страха. <...> Предметы, которые мы привыкли видеть в разнообразных положениях в пространстве (зонт, кость, ключ, музыкальная труба), узнаются нами в любой системе ориентации более свободно, чем те, которые обычно находятся только в одном положении (сидящий кот, кролик, игрушечная пушка, дамская шляпа от солнца). <...> Скрипка будет казаться наиболее симметричной, если она воспринимается расположенной вертикально»146.
Эти примеры Арнхейма определяются понятием «Поворот». Единственное, что хотелось бы добавить, так это еще одну цитату: «Мы не должны упускать из виду и тот факт, что вертикальная ориентация выделяется в физическом пространстве также потому, что она совпадает с направлением силы притяжения и что гравитационные силы также содействуют асимметрии направления в пределах этой ориентации. Подниматься вверх означает идти против силы притяжения, а опускаться вниз — значит подчиняться силе гравитации. Следовательно, можно утверждать, что данное явление (пример со скрипкой и треугольниками — П.П.) — это не следствие внутренних свойств психологии восприятия, а результат нашего наблюдения над физическим миром»147.
Приведем пример из рекламы и одновременно решим небольшую визуальную задачу. Допустим, необходимо спроектировать товарный знак банка, при этом знак должен быть обязательно треугольный. Возникает вопрос, какой из изображенных на рисунке треугольников как знак банка предпочтительнее — а или б?
a b
По собственному опыту преподавателя уверен, что любой студент ответит: «а». Но почему?
Потому что треугольник а устойчив, это «хороший» гештальт, тогда как треугольник б, исходя из наших наблюдений над физическим миром, не может стоять на одной вершине, он обязан упасть, рухнуть налево или направо. Это «плохой» гештальт. Следовательно, банк, имеющий товарный знак в виде треугольника, стоящего на вершине, ассоциативно внушает недоверие в своей надежности.
Проекции. Одна из проекций объекта — ракурс. В искусстве, например, — это ракурс древнее! египетских изображений, русской иконописи или обычная перспектива с точкой схода на линии горизонта. В любом случае изображение одного из ракурсов объекта предназначено для олицетворения этого объекта в целом. Ракурс должен удовлетворять двум обязательным условиям. Во-первых, он должен нести информацию о том, что это не весь предмет, а только его часть. Во-вторых, структура означаемого им целого должна быть правильной.
Так, в изображении шляпы в ракурсе (виде) сверху (а) прослеживается явное нарушение ассоциативного ряда, поскольку оно может вызвать ассоциацию, например, с колесом автомобиля. Даже если применить такое композиционное решение, как «свет – тень» (б), переводящее изображение из двухмерного пространства з трехмерное, суть этой формы/знака не меняется — рассматриваемая сверху, она по-прежнему напоминает не шляпу, а скорее выпуклый колпак на колесе автомобиля, т.е. не отражает смысловую нагрузку объекта.
Наложения. Бесспорно, это самые сложные и самые важные композиционные закономерности: они подразумевают метафоричность и поэтику визуального языка, т.е. креатор работает не с одной формой/знаком, а с несколькими. Иными словами, наложения как композиционные закономерности исходят из возможности создания метафор и различных смысловых звучаний, напримервизуальной игры слов.
Перечислим эти закономерности. Их всего четыре.
Закономерность 9: оверлэппинг— частичное совпадение форм/знаков, когда одна целая форма/знак накладывается на часть другой формы/знака. При этом совпадающие детали частично должны образовывать новую самостоятельную форму/знак (отражающую принципиально новую, заложенную креатором смысловую нагрузку). Этот прием широко используется не только в станковом искусстве и в шрифтах, но и очень часто в рекламе: например, когда последние буквы первого слова являются одновременно и первыми буквами следующего за ним слова:
Закономерность 10: взаимопроникновение— имеется в виду взаимопроникновение двух (и более) форм/знаков, в результате чего все эти формы/знаки трансформируются. Здесь наблюдается уже другой зрительный эффект. Если в оверлэппинге формы/знаки просто накладываются друг на друга, порой актуализируя общее переносное значение, то во взаимопроникновении может достигаться эффект, когда зритель различает отдельные признаки каждого из объединенных изображений, позволяющие противопоставить их друг другу. Взаимопроникновение как композиционная закономерность призвано порождать переносный смысл, и происходит это только тогда, когда объединяются несколько форм/знаков, причем уже сама необходимость их объединения имеет переносное, или метафорическое, звучание (где метафора и есть смысловая нагрузка). В станковом искусстве к взаимопроникновению можно отнести сюрреализм. Так, в разных частях пейзажа (одна форма/знак) известной картины С. Дали «Бесконечная загадка» (The Endless Enigma, 1938) можно увидеть шесть образов (шесть самостоятельных форм/знаков): 1) полулежащего философа; 2) мифологического зверя; 3) собаку породы грейхаунд; 4) лицо Великого циклопического Кретина; 5) натюрморт с мандолиной, фруктовой вазой с грушами и инжиром на столе; 6) сидящую спиной женщину, чинящую паруса148.
Закономерность 11: присоединение— объединение симметричной связью двух или нескольких форм/знаков в единую форму. В отличие от двух первых композиционных закономерностей (где симметрия отсутствует), присоединенные друг к другу знаки не видоизменяются (оверлэппинг) и не имеют общих деталей, которые можно было бы воспринимать как общие части двух изображений (взаимопроникновение). Таковы образы мифических существ: сфинкса с туловищем льва и головой человека, двуликого Януса, кентавра и др. Этот прием часто используется в рекламе и особенно в карикатуре.
Закономерность 12: включение— способ совмещения двух или нескольких форм/знаков, когда одна из них расположена внутри другой формы/знака в качестве ее составной части. При этом одна из форм/знаков (или наружная, или внутренняя) принимает метафорическое значение, а вместе взятые, они порождают новое, общее для них переносное значение. В качестве примера приведем известное изображение бога Крицгаа на слоне, где все части слона заполнены фигурами райских дев — гопи, метафоричных по отношению к образу слона. Посредством композиционной закономерности «включение» древний художник иносказательно изображает перенесение Кришны сонмом райских дев; само перенесение выражено образом слона, имеющим также метафорическое звучание.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература