logo
Пименов_Основы рекламы

Принципы композиции в прямоугольном пространстве

Основополагающих принципов композиции в прямоугольном формате семь.

1. Композиция по горизонтали. Призвана отражать максимально удаленное спокойное пространство. Характеризуется эффектом уравновешенности и спокойствия, положительно действующим на эмоции зрителя, поэтому всегда хорошо воспринимается.

2. Композиция по вертикали. Зрительно воспринимается более динамично, так как взгляд скользит снизу вверх или сверху вниз, не задерживаясь на одной точке. Применяется для отражения информации о динамике падения или взлета, для быстрого сравнения отличительных особенностей отражаемых объектов.

3. Композиция по диагонали. Призвана отражать движение и динамику напряженности отражаемого объекта в горизонтальном формате. Важно помнить о принципиальном моменте данной композиции: если движение направлено наклонно слева направо (от условного корешка книги к правому обрезу), то скорость движения отражаемого объекта для зрителя усиливается. Если наклонно справа налево (к условному корешку книги), — то скорость движения стремительно падает вплоть до ощущения статичности отражаемого объекта.

4. Композиция по двум пересекающимся диагоналям. Призвана отражать встречное движение, концентрируя внимание зрителя на точке пересечения, которая всегда становится центром композиции.

5. Симметричная композиция. Части и вертикальной, и горизонтальной композиции расположены равномерно вдоль ее центральной оси. Подобная композиция призвана отражать спокойный и устойчивый характер информации.

6. Асимметричная композиция. Части композиции расположены неравномерно вдоль ее центральной оси, проходя по боковым осям. Внимание акцентируется на определенном элементе, тем самым композиция воздействует на зрителя значительно эмоциональнее. Особенно часто применяется в динамичных вертикальных рекламных принтах.

7. Линейная композиция. Отталкивается от когнитивной психологии, в частности гештальтпсихологии, и основана на особенностях восприятия человеческим глазом любых видимых объектов через простейшие геометрические фигуры: равнобедренный треугольник, квадрат/прямоугольник, окружность/овал, отрезок прямой линии. Соответственно, и линейная композиция может быть внутри прямоугольного пространства: композицией по треугольнику, композицией по квадрату, композицией по окружности/овалу. Влияет на подсознание зрителя через специфические особенности воздействия геометрических фигур: правильные геометрические фигуры — «хорошие» гештальты — оказывают положительное эмоциональное воздействие, а неправильные — «плохие» гештальты — вызывают чувство неуверенности, обеспокоенности, агрессии.