logo
Пименов_Основы рекламы

10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности

Организацию визуального пространства можно назвать по-другому: особенности композициивизуальных объектов в пространстве и ихкомпозиционные закономерности. При этом двух- или трехмерность объектов и самого пространства значения не имеют. Законы композиции едины.

Любая композиция, будь то произведение абстрактного искусства, рекламная фотография или компьютерный видеоклип, состоит из набора объектов, объединенных общей смысловой нагрузкой. Смысловая нагрузка является креативной составляющей любой композиции (или кадра), которая и определяет как расположение единичных форм/знаков (например, знаменитого «Черного квадрата» К. Малевича), так и визуальные ряды, наборы форм/знаков (внутреннее строение последних подчиняется законам семиотики — синтактики, семантики и прагматики).

Соответственно, целым в композиции пространства являются закономерности, определяющие местонахождение форм/знаков (или знаковых форм) в заданном пространстве. Частным — само пространство (обычно горизонтально или вертикально вытянутой прямоугольной формы, так как все форматы печатных изданий, щитовой рекламы, рекламы на транспорте, экрана телевизора и пр. имеют прямоугольную форму; исключения могут составлять только произвольные форматы POS-материалов), а также формы/знаки этого пространства.