logo
Пименов_Основы рекламы

4. Образующееся пространство

Расколотое пространство. Данная композиционная закономерность является как бы продолжением «перехода двухмерных форм/знаков к трехмерным». Например, форма/знак «линия», проведенная на листе бумаги (прямоугольное пространство), воспринимается лежащей не внутри плоскости этой бумаги, а на ней (причем при малейшем отражении света, порождающем блик, даже форма/знак «линия» может стать объемной). Но линия — это всего лишь особый пример формы/знака «цветовое пятно», где его площадь приближена к нулю. Само же цветовое пятно, как правило, находится над пустым пространством, а не внутри его (даже на перевернутой вниз изображением кальке или, тем более, прозрачной пленке). Отсюда можно вывести следующую композиционную закономерность.

Закономерность 13: любое однородное пространство(например, бумага, калька или пленка) при соприкосновении с простой формой/знаком будет выглядеть скорее трехмерным, нежели двухмерным. Таким образом, раскалывание пространства зрительно создает эффект объема.

П. Клее. Рукописный шрифт

Эту композиционную закономерность наглядно иллюстрирует товарный знак фирмы «Кор-сад», занимающейся разведением и продажей семян. Он представляет собой четко очерченный прямоугольник — пространство, которое раскалывают три формы/знака — «зеленых листа». Эти листья образуют как бы белую дыру, имеющую форму/знак буквы К(от первой буквы названия фирмы). Таким образом, простой двухмерный товарный знак благодаря пустому пространству в виде буквы приобретает видимость трехмерного: вверху листья, под ними черная рамка на уходящем в глубину белом фоне.

Товарный знак фирмы «Кор-сад»

Контраст, или разделение контуров. Из когнитивной психологии известно, что если в течение доли секунды предъявлять зрителю расплывчатые фигуры, то его головной мозг начинает значительно хуже управлять восприятием образов. Поэтому в проектировании визуальных форм/знаков необходимо прибегать к технике упрощенного воспроизведения, т.е. к сохранению самых существенных и максимально контрастных элементов (или элементов с разделенными контурами). Именно исходя из этой композиционной закономерности абсолютно все товарные знаки изначально создаются, а позже регистрируются черно-белыми (цвет добавляется позже и уже как фирменный цвет, т.е. тоже форма/знак, регистрируется отдельно).

Форма/знак и пространство. Ограничимся простым перечислением ряда композиционных закономерностей, не требующих пояснений.

Закономерность 14: пространство, заключенное в определенные границы, стремится приобрести статус формы/знака, а окружающая его поверхность — статус фона.

Закономерность 15: чем меньше пространство, тем больше оно стремится стать при определенных условиях формой/знаком.

Закономерность 16: .выпуклость пространства способствует восприятию его как формы/знака, тогда как вогнутость порождает восприятие пространства как фона.

Сами понятия «форма/знак» и «пространство» представляют собой два уровня глубины (а, б). Но при этом надо учитывать, что:

• если мы имеем форму/знак и пространство (например, черный круг на белом листе бумаги), то в силу вступают закономерности 14–16 (а);

• если же у нас есть две и более формы/знака, расположенные одна над другой, то появляются уровни глубины, напоминающие пирамиду при виде сверху (б):

а б

«Следовало бы попытаться представить в виде диаграмм или пирамид пространственную структуру произведений живописи, скульптурных рельефов, объемной скульптуры или архитектурных сооружений, относящихся к разным художественным стилям. Нам следовало бы найти характерные различия каждого рассматриваемого уровня, а также различия, вызываемые их расположением. Мы могли бы исследовать значительное число объектов, принадлежащих каждому уровню восприятия глубины и их распределению во фронтальной плоскости»149.

Обрамление. Обрамление любой формы/знака, а также характер изображения ее краев (например, ровный край или рваный) существенно влияют на то, воспринимается ли данная форма/знак как самостоятельный, замкнутый, автономный зрительный объект или как один из элементов целой формы/знака. Отсюда вытекают следующие закономерности.

Закономерность 17:если форма/знак отображает законченную информацию об объекте, его обрамление оправданно.

Закономерность 18:если эта форма/знак является всего лишь одним из звеньев визуальной цепочки форм/знаков, информация которых должна зрителем суммироваться и при этом зритель должен легко переходить от прочтения одного знака к другому (например, в обычном буквенном повествовании), то обрамление таких визуальных знаков нежелательно.

В этом легко убедиться, если просмотреть в любой газете блок рекламных строчных объявлений, где обрамленное объявление как законченная информация на фоне необрамленных объявлений или обрамленная подверстка на фоне необрамленнои статьи акцентируют на себе внимание.