logo
Пименов_Основы рекламы

1. Формы/знаки как внутренняя форма

Формы/знаки при группировке подчиняются определенным композиционным закономерностям.

Закономерность 1: подобие по размерам. Разница в размерах форм/знаков обладает группирующим эффектом: чем крупнее объекты, тем больше они стремятся к объединению.

Закономерность 2: подобие на основе формы. Знаки одной формы всегда стремятся объединиться и отойти от знаков другой формы.

Закономерность 3: подобие на основе света и тени. Темные формы/знаки всегда стремятся отделиться от белых форм/знаков и наоборот.

Закономерность 4: подобие по расположению. Закономерности 1 –3 всегда подразумевают образование зрительных групп из форм/знаков.

Закономерность 5: подобие путем пространственной ориентации. Хаотично разбросанные отрезки прямой линии или стрелки всегда стремятся к самоорганизации в группу (группы).

Закономерность 6: подобие по направлению. Чем менее хаотично расположены отрезки прямой линии или стрелки, тем более сгруппированными они кажутся.

Закономерность 7: подобие по скорости. Формы/знаки, движущиеся быстрее (расположенные в движении, наклоне), всегда кажутся ближе расположенными к наблюдателю.

Известный американский ученый Р. Арнхейм, первым попытавшийся систематизировать композиционные закономерности и объяснить их через визуальное восприятие человеком (конкретно — через гештальтпсихологию), пишет: «...подобие дает больший зрительный эффект, чем только заставляет предметы "принадлежать друг другу". Части, имеющие подобие, образуют и формируют зрительные модели. Например, темные круги (три темных круга, где один расположен выше, а два ниже. — П.П.), имея тенденцию к сближению, в итоге образуют треугольник. То же самое можно сказать и про белые круги. В моделях, используемых для проверки зрения на цветовую слепоту, правильные геометрические фигуры образуются за счет цветовых оттенков. Чем проще модель, образованная таким путем, тем сильнее бросается в глаза группировка из составляющих ее частей»145.

Закономерность 8: согласующаяся форма. Отрезки линий показывают, что когда существует выбор между продолжениями прямых или кривых, то зрительное предпочтение всегда отдается:

1) прямым линиям, которые визуально смотрятся ближе к зрителю, нежели кривые. Так, на рисунке прямая линия смотрится лежащей на кривой линии:

2) тем линиям, которые меняют свою структуру. Например, на рисунке выпрямляющаяся синусоида обращает на себя больше внимания, нежели не меняющаяся синусоида.