9.3. Позиционирование
Говоря о комплексных рекламных кампаниях, нельзя не сказать о позиционировании. Как и большинство рекламных и маркетинговых технологий, этот термин имеет множество определений. Приведем два наиболее известных.
«Позиционирование— действия по разработке предложения компании к ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей. Окончательный результат позиционирования товара — успешное создание ориентированного на рынок предложения ценности продукта — простого и четкого утверждения, объясняющего, почему целевой аудитории следует покупать товар компании поставщика»117.
«Позиционирование— это ваши воздействия на образ мыслей потребителей. Вы позиционируете товар в сознании потенциальных потребителей»118.
Оба определения отталкиваются прежде всего от позиционирования товара. А мы знаем, что сегодня, и особенно завтра, продвигать приходится не товар, услугу, а товарную (торговую) марку или бренд. Как часто шутят — «брендами не рождаются, брендами становятся». Но, как известно, «в каждой шутке есть доля правды». И фактически вся правда состоит в том, что процесс становления бренда после его «рождения» товарным знаком и есть позиционирование. Поэтому речь пойдет о позиционировании именно торговой марки в бренд.
Е.В. Ромат приводит очень удачные примеры продвижения товарных знаков, благодаря чему они стали всемирно известными брендами:
«Мыло Doveна 1/4 состоит из увлажняющего крема, поэтому мыло Dove не является мылом в собственном понимании этого слова.
Зубная паста Aqua Fresh— это не зубная паста только для зубов. Это паста для всего рта (имеется в виду вся слизистая оболочка рта).
Шоколадки Snickers— это не просто шоколадки. Это "высококалорийный продукт промежуточного питания, удобное средство для быстрого утоления голода"»119.
Эти примеры не несут в себе элементов «военных действий». Но в США в последние годы развернулась настоящая война на рынке кредитных карточек. И не просто кредитных карточек как таковых, но брендов кредитных карточек за «место под солнцем». История «военных действий» такова.
Компания «American Express» (сокращенно «Amex») стала меньше обращать внимание на свое продвижение на международном рынке. Этим мгновенно воспользовалась компания «Visa», которая позиционировала себя как пластиковую карточку, принимаемую во всех странах мира, перепозиционировав, таким образом, «Amex» в финансовую компанию, чьи карточки применяются далеко не всюду. Как в настоящей битве, компания «Amex» предприняла защитные меры, представив ряд новых карт: общую, серебряную, золотую, платиновую. Далее, «Amex» позиционирует себя как карточки, доступные всем и везде, и эта всеобщая доступность есть объективный фактор, по которому можно оценивать компанию «American Express». Но тут в войну между двумя «монстрами» неожиданно для всех вмешался третий «монстр» — компания «MasterCard», позиционировав себя не просто как доступную и везде принимаемую карту, но и как карту, способную... удовлетворить все жизненные повседневные проблемы. «Они («MasterCard» — П.П.) вообще не сравнивали себя с другими картами. Вместо этого они сказали нам, что они сделают нашу жизнь лучше. В мире много разных возможностей, заявили они. В жизни существует масса вещей, которые нельзя оценить деньгами, но для всего остального, для всех материальных вещей, существует "MasterCard". Блестяще!»120.
Как мы видим, суть позиционирования заключается в умении оригинально мыслить и уметь находить такие решения, которые принципиально отличают товарную (торговую) марку от конкурентов. С. Зимен очень емко объясняет важность умения рекламиста позиционировать продвигаемую марку не как одну из многих, а как единственную, следовательно, лучшую: «Устанавливая различия между вашими продуктами и продуктами других производителей, вы придаете им ценность и передаете клиентам четкое сообщение о том, почему они должны купить ваш продукт вместо продукта ваших конкурентов. В основе стремления отличить свой продукт от других лежит убеждение, что клиенты не покупают одинаковых товаров (даже в случае с потребительскими товарами покупатели будут ориентироваться на те, что дешевле). Устанавливая различия, вы дифференцируете себя от множества других компаний.
Таким образом, вся суть позиционирования как рекламно-маркетинговой технологии сводится к одному — стремиться какими угодно средствами выделиться из толпы конкурентов. Именно для этого и созданы все без исключения рекламные и маркетинговые технологии.
Зимен приводит три способа дифференциации товарной (торговой) марки.
Способ 1. Дать больше за большую цену. Этот способ охотно используют фирмы-гиганты, такие, как «Coca-Cola», «Bays» и «McDonald». Его девизом служит: «Да, вы заплатите немного больше, но и получите больше — не только продукт, но и выгоду». И хотя понятие «больше» часто имеет весьма абстрактный характер, тем не менее, к нему можно отнести: «количество», «качество», «скорость» и т.п. К тому же всегда надо помнить, что существуют компании, создающие первоклассные продукты самого высокого качества, но никогда не сообщающие об этом потребителю. Поэтому ваш товар, даже более низкого качества, будет выглядеть желанней для покупателя на фоне таких «молчаливых» компаний.
Способ 2. Дать больше за меньшую цену. Этот способ охотно используют фирмы не общенациональных масштабов, так называемые «частные марки». Они подстраиваются под знаменитые бренды, порой копируя их внешний вид и элементы фирменного стиля. Девизом способа служит: «Мы дадим вам больше, но вы заплатите меньше, чем если бы покупали такой же товар общенациональной марки».
Способ 3. Дать меньше за меньшую цену. Это компании, которые не могут себе позволить серьезного продвижения на рынке, поэтому они позиционируют себя по признакам, характерным для родовых (или категориальных) названий их товаров, услуг. Например, продукты, где рекламный акцент ставится на том, что это просто масло, просто молоко, одним словом — просто еда. Такие фирмы конкурентоспособны только в случае низких цен на свою продукцию, порой опускающихся до демпинга. Обсуждать и продвигать качество товаров этой категории не принято.
В результате мы имеем позиционирование как последовательность двух этапов:
1) продвижение товарной (торговой) марки в бренд с помощью дистанцирования своей продукции от аналогичной продукции конкурента;
2) отражение основной идеи и ценностей бренда в «зеркале восприятия» потребителя121.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Этап 1. Дистанцирование. Этот этап легче всего воспринимается на примерах.
Так, «Avis», одна из крупнейших американских компаний по прокату автомобилей, дистанцируется от конкурентов слоганом «Мы вкалываем больше». Компания «Visa» — слоганом «Везде, где вы хотите оказаться», авиакомпания «Southwest Airlines» — «Для нас нет мелочей». Дезодорант «Old Spice» дистанцируется тем, что его «среда обитания» — это такие «потные места», как спортивные раздевалки (и не только!). Таким образом, раздевалки, пропахшие потом, становятся рекламной нишей, занятой только «Old Spice», и другим дезодорантам там нет места.
Всемирно известный американский кетчуп «Heinz» позиционируется (в данном случае как синоним слова дистанцируется) через свою «густоту», а также через заверения, что это единственный кетчуп, у которого есть все, что необходимо для настоящего кетчупа. Причем, хотя понятие «настоящий кетчуп» носит абстрактный характер, при таком жестком позиционировании это уже становится неважным, ибо срабатывает принцип «кто не успел, тот опоздал».
Наконец, «Coca-Cola» с рекламным слоганом «Всегда», что подразумевает «всюду». Эта рекламная кампания имела успех в 190 странах и стала логичным завершением предыдущей рекламной кампании, где рекламный слоган звучал так: «С Кока-Колой все идет лучше».
Итак, этот этап можно назвать просто: позиционирование есть дистанцирование (схема 8).
Схема 8. Позиционирование как дистанцирование от конкурентов122
Этап 2. Отражение(в зеркале потребительского восприятия). Этот этап более абстрактен в своей описательной части, ибо является, по сути, синергетичным, как и сама комплексная рекламная кампания. То есть он начинает «работать» и представлять собой практическую ценность только тогда, когда все его конструкты рассматриваются вместе, комплексно. Обратимся к схеме 9, где все конструкты представлены в виде ступеней лестницы.
Формирование отношений: ИМК бренда
Атрибуты будущего бренда
Позиционирование будущего бренда
Индивидуальность будущего бренда
Ключевые ценности будущего бренда
Сущность будущего бренда
Схема 9. Позиционирование бренда как его отражение в зеркале потребительского восприятия123.
Это концептуальная стратегическая схема позиционирования будущего бренда, разработанная в брендинговом агентстве BrandWay (автор методики бренд-позиционирования 3DpositionTM E. Дворникова). Вот как кратко объясняются ступени лестницы.
Ступень 1. Сущность будущего бренда: основная комплексная идея существующей товарной (торговой) марки как будущего бренда, а также формирование цели, ради достижения которой проводится продвижение товарной (торговой) марки.
Ступень 2. Ключевые ценности будущего бренда: определение философии будущего бренда и его взаимоотношений с потребителем. Рекомендуется выстраивание цепочки отношений «продукт, услуга — бренд (как визуальный знак) — потребитель».
Ступень 3. Индивидуальность будущего бренда: набор персональных особенностей товарной (торговой) марки — вербальных и визуальных, также продумывание элементов фирменного стиля будущего бренда.
Ступень 4. Позиционирование будущего бренда: определение ниши бренда на рынке, его отличительных особенностей (дистанцирование), создание модели желаемого образа бренда в сознании его потенциальных потребителей.
Ступень 5. Атрибуты будущего бренда: синергетическая модель характеристик бренда и элементов его фирменного стиля на различных рекламных носителях, основанная на восприятии атрибутов будущего бренда потенциальным потребителем.
Ступень 6. Формирование отношений: интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) бренда. Это последняя ступень, «взойдя» на которую можно говорить уже не просто о существующей товарной (торговой) марке, а именно о сформировавшемся (пусть пока теоретически) бренде! Продумывание интегрированных маркетинговых коммуникаций вместе с используемыми рекламными носителями, бюджетом рекламной кампании и пр. венчают концепцию брендирования, переводя ее из разряда теоретических исследований в практический механизм воздействия на покупателя. В цепочке отношений «продукт, услуга — бренд (как визуальный знак) — потребитель» (см. ступень 2) последняя ступень отражает отношение «бренд (как комбинированный визуально-вербальный знак) — потребитель». Заметим, что «продукт, услуга» на шестой ступени вообще не рассматриваются. Только нематериальный БРЕНД!
Мы ознакомились с основными пунктами стратегического планирования рекламной кампании, знаем, что такое позиционирование и какая роль ему отводится в рекламной кампании. Также мы знаем, что в постинформационном обществе технология «позиционирование» нерасторжима с технологией «брендирование» и собственно брендом как конечным нематериальным продуктом. Именно бренд позволяет дистанцировать свою продукцию от продукции конкурентов, тем самым воздействуя на подсознание потребителей. Но... Часто объема текущей информации не хватает, чтобы взобраться на нашу схематическую тактическую лестницу. Тогда в консалтинговых и рекламных агентствах прибегают к рекламным и маркетинговым исследованиям.
Рассмотрим их подробнее.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература