logo
Пименов_Основы рекламы

11.20. Транспортная реклама

Транспорт рекламным сообществом рассматривается как такой же рекламный носитель, как, например, городские бдоборды. Но в то же время реклама в транспорте — это: 1) самый деморатичнъта вид рекламы, потому что даже бедные люди вынуждены пользоваться общественным транспортом, и 2) самый навязчивый вид рекламы, ибо во время показа рекламы по ТВ можно выключить звук, начать что-нибудь читать или разгадывать кроссворд, наконец, уйти в другую комнату; но в транспорте, особенно в час пик, невольно приходится изучать расклеенные рекламные принты в течение десятков минут.

Эти два обстоятельства позволяют утверждать, что из рекламного носителя транспортные средства на самом деле уже превратились в рекламную технологию, инструмент манипулирования общественным сознанием в рекламных целях, особенно учитывая тот факт, что более 75% россиян живут в городах.

Приведем немного цифр. Более чем в 1300 городах и населенных пунктах России ходят рейсовые автобусы. Более чем в 100 городах есть троллейбусы и трамваи. Услугами общественного транспорта пользуются более 36 млрд. (!) россиян. Средняя длина одной поездки на общественном транспорте составляет: по России — от 3 до 10 км, по Москве — 12 км. В регионах в течение месяца одна единица транспорта находится на линии 27–30 дней, в Москве — 22–24 дня. Получается, что транспорт фактически является бесперебойным рекламным двигателем, и это ставит его в положение исключительно выгодного рекламного ресурса, что сразу же поняли зарубежные рекламодатели.

Первую рекламную акцию на наземном транспорте в России провела фирма «Kodak», разместив в 1996 г. в десяти российских городах на десяти единицах транспорта в каждом городе свою рекламу. Эффект узнаваемости марки превзошел все ожидания, превысив 40%. В 1997 г. реклама известных зарубежных торговых марок на наземном транспорте составляла более 60% от всей рекламы. Бесспорными лидерами тогда были (в порядке убывания): «Pepsi-Cola», «Polaroid» и «Samsung». Соответственно, реклама российских производителей и региональная реклама на транспорте составляла 40%. Что изменилось за последние 5–6 лет?

В октябре 2002 г. были проведены исследования рекламы на наземном транспорте (или, как еще принято ее называть, транзитной рекламы) в шести крупнейших столицах российских регионов: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Оказалось, что соотношение известных российских и зарубежных брендов и местных региональных марок колеблется от 70:30 до 90:10. Исключение составили Самара и Краснодар, имеющие показатели 53:47 и 55:45 соответственно, что объясняется наличием крупных местных производств, ставших всероссийскими брендами, например автозавод «Лада» в Самарской области. Основной процент рекламодателей — это производители бытовой техники и продуктов питания.

В регионах на транспорте часто размещают рекламы лотерей «Русское лото» и «TV Бинго», что косвенно свидетельствует о бедности местного населения, мечтающего о деньгах, свалившихся «с неба».

В Москве ситуация иная. Реклама на наземном транспорте рассчитана уже не столько на пешеходов, сколько на владельцев автомобилей. Соответственно, и ассортимент рекламируемых товаров все больше отходит от известных западных брендов в сторону страховых услуг, туризма и отдыха, крупных сетевых магазинов, образования, интернет-услуг и т.п. Вообще, КПД рекламы на наземном транспорте очень высок. Приведем только один пример.

Первую свою рекламную акцию на наземном транспорте компания «Роллтон» провела в 1999 г. Тогда было охвачено 19 регионов с мизерным количеством транспортных единиц в каждом — от 2 до 5. Объем продаж увеличился в 7 раз (!). В 2000 г. рекламную акцию повторили. На этот раз число регионов увеличилось до 38. Объем продаж вырос еще вчетверо. Вдохновленная такими успехами при минимальных рекламных затратах (особенно с учетом ТВ-расценок), компания «Роллтон» срочно создала дополнительную линию по производству продуктов быстрого приготовления. Теперь бренд «Роллтон» продвигается уже в 45 регионах России.

Комментарии к эффективности рекламы на транспорте, как говорится, излишни. Но не лишним будет еще раз отметить, что при такой эффективности эту рекламу уже давно пора официально отнести к рекламным технологиям и, что крайне важно, она должна получить свою теоретическую и научную базу.