10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
Проблемами психологии творческого процесса занимается когнитивная психология (от лат. cognitio – познание). Возникшая в конце 1950-х гг. в США, она основана на ряде течений, и прежде всего контрверсии бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение), отрицающего роль внутренней организации психических процессов. По иронии судьбы, за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории, которая бы синтезировала часто конфликтующие между собой исследования процессов творчества. Еще в 1926 г. Г. Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса:
1) подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения;
2) инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет;
3) просветление: интуитивное проникновение в суть задачи;
4) проверка: испытание и/или реализация решения140.
Хотя теория Уоллеса не получила фактического подтверждения (да и вряд ли это возможно — физически доказать синтетичность и синхронность творческого процесса у всех людей!), рассмотрим эти этапы подробнее, тем более что американский психолог Р.Л. Солсо, автор известного учебника по когнитивной психологии, характеризует четырехэтапную модель Уоллеса как «концептуальные рамки для анализа творчества», или креатива (в данном случае рекламного).
Подготовка. Многие знаменитые люди подтверждали наличие этого этапа в своем творчестве. Французский математик Ж.А. Пуанкаре, описывая, каким образом открыл свойства автоморфных функций, признавался, что интенсивно работал над этой задачей две недели. Солсо логично комментирует признания Пуанкаре: «Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности... Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества(курсив мой. —П.П.)»141.
Инкубация. По одной из гипотез, инкубационный этап всего лишь помогает оправиться от усталости, связанной с формулированием и началом решения творческой задачи. Согласно другой гипотезе, человек, даже отвлекшись от решения творческой задачи, все равно бессознательно продолжает над ней работать. Наконец, третья гипотеза предполагает, что в мозгу человека, даже во время перерыва, пусть и достаточно длительного, происходит реорганизация или перепланировка накопленного для решения этой задачи материала. В психологии все три гипотезы равноценно имеют право на жизнь.
Просветление. Здесь есть одно противоречие — инкубация не всегда ведет к просветлению. Солсо иронизирует: «Мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления. Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка"»142. «Лампочка включилась» — и были открыты периодическая таблица химических элементов, молекулы ДНК, бензольное кольцо, изобретен телефон, написано множество симфоний, картин и т.д., одним словом, неожиданно приходит решение задачи.
Проверка. Этот этап также весьма противоречив. Во-первых, проверка новой идеи может занять немного времени, а может длиться всю жизнь. Во-вторых, очень часто этап просветления ведет к «открытию велосипеда» или новая идея на практике оказывается совершенно несостоятельной.
Официально творчество определяется следующим образом: «Творческие действия — психические аспекты, в результате которых возникает новое знание, не выводимое логическим путем из известных... Основными условиями, способствующими творчеству, являются: 1) личностные особенности (наличие креативности); 2) определенный уровень активации головного мозга (он не должен быть чрезмерно высоким); 3) возможность получения подсказки; 4) способность человека не упустить свежую мысль»143. В этом определении, по сути мало отличающемся от этапов Уоллеса, упоминается креативность как наличие личностных особенностей человека.
Рассмотрим креативность с позиций психологии.
Термин «креативность» (от лат. creatio – созидание) обозначает способность к умственным преобразованиям, к творчеству и очень близок к процессам творчества. В психологии принято выделять два основных направления изучения креативности: 1) по количеству, качеству и значимости результатов; 2) по степени способности индивидуума отказываться от стереотипных способов мышления.
Создатель теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности: «1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого количества проблем; 3) семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т.е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование»144.
Интересно, что, согласно последним исследованиям ученых, уровень креативности мышления нельзя отождествлять с уровнем развития интеллекта. Более того, чем выше уровень интеллекта, тем больше он препятствует креативности. Сегодня можно утверждать, что креативность есть целостная характеристика личности, несводимая к интеллекту и зависящая от целого комплекса психологических характеристик, установок этой личности. Таким образом, в приложении к рекламе как прикладной сфере деятельности выявление креативности мышления рекламиста эквивалентно выявлению его определенных личностных качеств. Для этого психологи используют «батареи тестов Гилфорда и Торранса». Они состоят из 12 тестов, относящихся к трем сферам творчества: вербальной, визуальной и словесно-звуковой. Уровень креативности оценивается по трем показателям: 1) легкости — быстроте выполнения задания; 2) гибкости — числу переключений с одного класса объектов на другой и 3) оригинальности, о которой судят по показателю минимальности данных ответов среди ответов однородной группы респондентов.
Подведем некоторый итог психологическим аспектам креативности мышления.
В этой связи напрашивается пример из рекламы компьютеров «Apple». Агентство TBWA решило сломать устоявшийся стереотип компьютера как бездушного высокотехнологичного изделия, которое обслуживают «яйцеголовые» специалисты. Упор сделали на знаменитостях XX столетия как потенциальных пользователях компьютером. Сюда вошли такие непохожие друг на друга личности, как, например, А. Эйнштейн и Махатма Ганди, Джон Леннон и Мартин Лютер Кинг. Но всех их объединил общий код: все они были безумцами, способными изменить мир. Эту рекламную идею поддерживал слоган: «Думай не как все!» («Think different!»), по мнению зарубежных экспертов — один из самых сильных в новейшей истории рекламы.
2. Из способности, по всей видимости наследственной (или «от бога»), креатора придумывать и создавать то, что до него никто не создал, вытекает другая способность — умение отказываться от стереотипов. Эта особенность приняла среди западных рекламодателей некую маниакальность, тогда как среди российских «креаторов» отказ от стереотипов означает всего лишь вульгарное постмодернистское стремление изменить стереотипы морали и нравственности.
Выяснив, что подразумевают психологи, говоря о креативности, обратимся к особенностям креативного моделирования уникального торгового предложения.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература