11.11. Паблик рилейшнз (pr)
Что такое паблик рилейшнз (PR), знают не только рекламисты и журналисты. Этот термин, особенно в таких его негативных формах, как «черный» PR или «грязные технологии в политике», известен практически всему населению России. На тему «Что такое "общественные отношения", или паблик рилейшнз?» вышло, выходит и еще выйдет огромное количество литературы. Мы не будем останавливаться на PR-технологиях, это темы отдельных исследований. Рассмотрим лишь новейший подход к паблик рилейшнз, разработанный знаменитым американским рекламистом Э. Райсом, автором понятия «позиционирование».
Но вначале все же дадим классическое определение паблик рилейшнз, напомним читателю, в чем различие между общественными отношениями и рекламой, а также о том, что включает в себя понятие PR. Для этого обратимся к самой первой и до сих пор остающейся наиболее простой, доступной и понятной из вышедших в СССР книг на тему PR. Речь идет о книге кавалера ордена Британской империи V степени, почетного профессора в области PR Университета Стерлинга, бывшего генерального секретаря Международной ассоциации PR (IPRA – International Public Relations Association) С. Блэка «Паблик рилейшнз. Что это такое?».
Существует огромное количество определений паблик рилейшнз. Блэк, в частности, приводит определение доктора Р Харлоу, составленное им на основе анализа 472 (!) определений PR: «PR — это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности»170.
И все же наиболее точным остается определение, содержащееся в так называемом Мексиканском заявлении, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR выступили в Мехико 11 августа 1978 г.: «PR — это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности»171.
По Блэку, деятельность паблик рилейшнз затрагивает: общественное мнение, общественные отношения, правительственные отношения, жизнь общины, промышленные отношения, финансовые отношения, международные отношения, потребительские отношения, исследования и статистику, средства массовой информации (СМИ).
Почему мы рассматриваем паблик рилейшнз в разделе «Рекламные технологии»? Ведь тот же Блэк считает, что не PR находится внутри рекламы, т.е. PR не есть рекламная технология, а наоборот — реклама есть часть PR?
«Единого мнения о сравнительном положении рекламы и PR не существует. Поскольку реклама является одним из средств связи с общественностью, есть все основания отнести ее к PR. Тот факт, что реклама оплачивается, не меняет сути ее определения, данного выше. Реклама какой-либо компании отражается на формировании образа этой компании в глазах общественности.
...Часто предпринимаются попытки найти разницу между общей рекламой и рекламой с целью активизации сбыта (маркетинга. — П.П.). Иногда высказывается мнение, что первый вид рекламы можно отнести к PR, а второй — ни в коем случае. Спор лишен логики, поскольку даже в рекламе конкретного изделия образ фирмы присутствует и оказывает воздействие на общественное мнение. В рекламном деле допустимо, купив место на полосе периодического издания, публиковать что и как угодно, лишь бы это было в рамках приличий. В PR мы стремимся к воздействию на общественное мнение. И если смысл послания мы определяем сами, то на его использование мы повлиять никак не можем»172.
Конечно, рекламу, маркетинг и PR разделить сложно, ибо маркетинг определяет ценовую и рыночную позиции товара, услуги, a PR — воздействие общественного мнения на товар, услугу. Но как именовать всю коммуникацию, выраженную цепочкой отношений: производство — товар, услуга — рынок — общественное мнение о товаре, услуге и имидж товара, услуги — потребитель, покупатель, в целом? Тем более, что постиндустриальное деление на маркетинг, PR и рекламу устаревает. Те же маркетинговые технологии и схемы все больше становятся научной, оторванной от реальной жизни эклектикой в противовес французской школе маркетинга, где утверждается, что век продуманных классических маркетинговых исследований прошел. Почему?
Да потому, что информационное пространство, перенасыщенное не просто товарами, услугами, но прежде всего — брендами, завершив свой век заранее продуманных покупок, на чем и строится весь классический маркетинг, вступило в эпоху ИМПУЛЬСНЫХ ПОКУПОК, к которым маркетинг еще не готов. Тогда как реклама через новейшие технологии — мерчандайзинг, кросс-рекламу, партизанскую рекламу, интерактивное телевидение и пр. — к этому готова. Но такие рекламные технологии есть технологии креативного мышления, а не экономического, суть маркетингового. Так же обстоит дело и с PR. Паблик рилейшнз строится, по тому же Блэку, только на отношении общества к объекту продажи, к политической раскрутке и т.д. Но маркетингу не интересно, что о товаре будут думать люди, для него главное — продать товар. PR часто интересует не финансовая выгода, а нематериальный фактор успеха. Получается оппозиция: с одной стороны — только деньги, с другой — в основном не материальный (во всяком случае, закамуфлированный) успех. Что же посередине? РЕКЛАМА. Она же и преобразует эту оппозицию в объективную позицию всего комплекса мероприятий, направленных на установление оптимальных отношений между товаром, услугой, с одной стороны, и потребителем, обществом — с другой. А маркетингу и PR отводится в данном случае всего лишь роль рекламных технологий.
Следовательно, если заказчик поставил перед рекламистом цель «Зм» (максимум товара максимуму потребителей по максимально высоким ценам), то рекламист обращается к маркетингу. Если цель состоит в общественном или политическом признании, успехе, то рекламист обращается к PR.
Таким образом, получается, что маркетинг и PR есть всего лишь две руки человека, имя которого — Реклама.
При этом «человек по имени Реклама» креативен, и его мышление подсказывает ему креатив и в маркетинге, и в PR. А уж дело технологов, мастеров маркетинговых и PR-технологий достойно воплотить креативный замысел в жизнь (или подсказать, что нужно нечто иное, так как предлагаемый замысел обречен на провал). Если креатору необходимо решить вопрос импульсных покупок, то он обратится к мерчандайзингу и его составным частям: цветоведению, дизайну, организации среды (средового пространства), психологии восприятия (когнитивной психологии) и пр., т.е. к гуманитарным наукам не экономического толка, и к творческому эмпирическому опыту.
Вернемся собственно к PR как рекламной технологии. Понятие «паблик рилейшнз» включает в себя следующее:
«1. Все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами.
2. Рекомендации по созданию «общественного лица» организации.
3. Мероприятия, направленные на выявление или ликвидацию слухов или других источников непонимания.
4. Мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды, рекламы, выставок, видео- и кинопоказов.
5. Любые действия, направленные на улучшение контактов между людьми или организациями.
Public relations не являются:
1. Барьером между правдой и общественностью.
2. Пропагандой, стремящейся что-либо навязать, независимо от правды, этических норм и общественных интересов.
3. Пропагандой, направленной исключительно на увеличение реализации(курсив мой —П.П.), хотя PR имеют важное значение для программ реализации и маркетинга.
4. Набором хитростей и трюков. Они иногда используются для того, чтобы привлечь внимание, но при частом и изолированном применении совершенно бесполезны.
5. Бесплатной рекламой.
6. Простой работой с прессой, хотя работа с прессой является очень важной частью большинства программ PR» 173.
По Блэку, PR не отосится к маркетинговой технологии (см. п. 3). Уже упомянутый Райе придерживается другого мнения. Он полагает, что паблик рилейшнз становятся самой мощной отраслью маркетинга! Начало процесса метаморфозы PR в маркетинг Райе датирует 1998 г. — временем подготовки выхода на рынок бритвы «Мас-З» (производитель — компания «Gillette»). Тогда ставку сделали на паблисити: было установлено 750 млн. PR-контактов до запуска модели в производство и 1,6 млрд. (!) PR-контактов в целом (в том числе через различные СМИ и журнал «The New Yorker»).
Еще более наглядным примером утраты маркетингом своих позиций в пользу PR-технологий может служить рекламная кампания зеленого кетчупа «Heinz EZ Squirt» (производитель — «H.J. Heinz Co.»). В принципе, это была не столько маркетинговая, сколько PR-кампания, ибо расходы на PR обошлись втрое дороже, чем телевизионная реклама на детских каналах. Результат оказался ошеломляющим. Информация о зеленом кетчупе как бы случайно просочилась в СМИ еще за два месяца до продаж, и в итоге у производителей кетчупа не хватило мощностей на удовлетворение спроса на этот товар. PR-подрядчик — компания «Jack Horner Communications» — сорвал весь маркетинговый план. При этом если маркетологи сделали ставку в рекламе на удобство бутылки кетчупа для детских рук, то общественное мнение интересовали не частности, а сам продукт в целом. Никакое позиционирование не помогло.
Нечто подобное предприняла и компания «Procter&Gamble», когда решила вывести на рынок новый продукт «Crest Whitestrips». Как бы косвенно подтверждая мнение Райса о том, что «паблик рилейшнз становится самой мощной отраслью маркетинга», «P&R» заменила медиарекламу на PR-кампанию. Было установлено 400 млн. PR-контактов в 2001 г. и 130 млн. — за первое полугодие 2002 г. Конечно, не обошлось без прямых рекламных технологий, например тестемониума (см. ниже), когда в роли приглашенных знаменитостей выступали фигуристы Дж. Салье и Д. Пеллетье. Предпринимались и прямые маркетинговые технологии: перед выпуском продукта на прилавки он продавался в стоматологических клиниках и в телемагазине QVC по фиксированным ценам. Было подсчитано, что 33% продаж, осуществленных до официального выхода продукта, являются заслугой PR-кампании.
Таким образом, PR не углубляет свою деятельность по тем пунктам, которые перечисляет Блэк, а наоборот — расширяет, отвоевывая все новые «территории» у их исконного хозяина — маркетинга. Одна из таких «территорий» — продвижение товарного бренда. Вот мнение нескольких топ-менеджеров крупнейших американских компаний.
П. Химлер, директор-распорядитель компании «Burson (WPP Group)»: «Шестизначные расходы на PR-программы могут принести нам очень много пользы, а на шести цифрах в рекламе далеко не уедешь... Рекламистам сложнее перейти на PR, чем пиарщикам на рекламу».
М. Синал, директор службы коммуникаций компании «Gillette»: «Каждый раз после выпуска Sensor мы использовали в качестве главного инструмента паблик рилейшнз, и теперь он входит в стратегический план. PR приобрел для Gillette важнейшее значение, потому что он работает».
П. Додсон, бренд-менеджер компании «Procter&Gamble»: «Применение PR дает широкие возможности для расширения узнаваемости бренда при проведении традиционной рекламной кампании. Причем делает он это без лишних затрат».
Наконец, Райс, предвосхищающий постепенный закат маркетинга и расцвет PR-технологий, говорит: «На самом деле, рекламы может стать еще больше, но только после запуска бренда. Мы определенно говорим не о смерти рекламы... Реклама может раздуть пламя, но зажечь его она не в силах»174.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература