logo
Пименов_Основы рекламы

Российская реклама

Говорить об истории развития рекламы в дореволюционной России не приходится. Фактически, кроме выкриков зазывал (назовем их устной рекламой), а позже выкриков офеней и коробейников, рекламы, как ее понимали на Западе, в России вплоть до XIX в. не существовало. (Но даже эти выкрики назвать рекламой сложно, ибо культурологи относят их к художественному фольклору.) Помимо такой «устной рекламы» в России практиковалась и «визуальная реклама» — лубок. Так, при Петре I была проведена первая российская рекламная кампания, где в роли рекламных носителей выступали лубки, посвященные популяризации табака. На лубочных картинках красовалась надпись: «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет».

Но, по сути, лубок был скорее не рекламным носителем, а прообразом американских комиксов для неграмотного населения, в основном на темы русской раннехристианской мифологии (похождения сказочных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича) и религиозных сюжетов, как правило из жития святых.

Попробуем разобраться, в чем причины такой отсталости, ведь даже в 1660 г., в царствование Алексея Михайловича (отца Петра I), через 215 лет после изобретения Гутенбергом подвижного набора и печатного станка и через 100 лет после выхода в свет первой российской печатной книги Ивана Федорова «Апостол» (1564), в России специально для царя всего в нескольких экземплярах писалась вручную (а не печаталась!) первая российская газета «Куранты» (современный аналог — школьная стенгазета советских времен!). Для сравнения: в Западной Европе к этому времени, помимо уже упоминавшейся еженедельной газеты «Страсбургская связь», издавались: в Вене — «Еженедельные ординарные и экстраординарные известия и все, что к ним относится» (1615), во Франкфурте-на-Майне «Франкфуртский журнал» (1616), в Англии – «Еженедельные новости» (1622), в Голландии — «Амстердамские куранты» (1623) и т.д. А в год появления в России рукописных «Курантов» в Германии вышла первая в мире ежедневная газета «Лейпцигские новости»!

Корни отсталости России в рекламном деле следует искать в особенностях ее истории и религии, в ее природных богатствах и географическом положении. (Надо признать, что помимо чисто русской специфики эти корни во многом сходны по своим архетипам со средневековым обществом Западной Европы (см. Этап III) и, соответственно, с проблемами этого общества. Но если Европа смогла справиться с регрессом и обратиться к антифеодальным и антирелигиозным реформам, которые уже к XV–XVI вв. привели к зарождению прогрессивного буржуазного общества, то Россия тормозила на пути своего развития, сначала вплоть до Петровских реформ, а позже до революций 1905 и 1917 гг.)

Рассмотрим вкратце основные причины столь длинного «тормозного пути», тем более что в российских учебниках по рекламе о них не принято писать.