11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
Директ-маркетинг, или прямой маркетинг (от англ. direct marketing) — это интерактивные отношения звеньев цепи: «производитель/продавец — покупатель». При этом покупатель не пассивный объект воздействия продавца/производителя, а полноправный партнер в деловом диалоге, который, с позиций покупателя, можно выразить обратной цепочкой отношений «покупатель — продавец/производитель».
Директ-маркетинг — одно из важнейших направлений маркетинга, поэтому, прежде чем мы перейдем собственно к теме этого раздела, вспомним еще раз, в чем принципиальное различие между маркетингом и рекламой.
Оно заключается в том, что в первом превалируют экономические факторы, а во второй — креативные. Можно сказать по-другому: маркетинг — это наука, а реклама — это искусствопродвижения товарной марки, бренда. И если маркетинг подразумевает умение грамотно формировать структуру сообщения о выгодах и особенностях продукта, услуги (своего рода владение наукой «грамматика сообщения»), то реклама включает категории, жанры и направления подачи сформированного маркетингом сообщения (как и в искусстве, где существуют разные жанры, например поэзия, проза, лирика, и разные направления: реализм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм и пр.). Естественно, рекламный инструментарий богаче маркетингового, как и творческое мышление богаче технического (и экономического), которое испокон веку отличается неспособностью взглянуть на смежные дисциплины. В изданном недавно словаре «Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности» дается такая характеристика маркетинга:
«Маркетинг является, по существу, моделью хозяйственного механизма в условиях товарно-денежных отношений, т.е. обмена. Он возник на базе экономических дисциплин, в основе его лежат базовые понятия экономики (обмен, продукт, товар, потребность и др.). В то же время при проведении маркетинговой деятельности необходимо учитывать психические процессы потребителя, его психологию, мотивы его поведения. В маркетинге, как нигде полно, проявляются взаимосвязи между психологией и экономикой. Поэтому специалист по маркетингу должен обладать также достаточно хорошими знаниями в области общей, социальной, инженерной и экономической психологии. Исходя из этого для создания устойчивой модели маркетинга необходим учет человеческого фактора при решении целого ряда вопросов...»153.
Итак, человеческий фактор в маркетинге играет основополагающую роль. И второе: маркетинг — это рынок (и в прямом, и в переносном смысле слова). Следовательно, говоря о маркетинге, необходимо знать особенности рынка, его типы. По Д. Шульцу и Б. Барнсу, их три.
• Традиционный— характеризуется самостоятельным контролем производственных и торговых организаций над информационными технологиями, что позволяет контролировать дистрибуцию, информацию о выпускаемом/продаваемом товаре, услуге в СМИ и в итоге — контролировать покупателя и его поведение. Таким образом, производственные и торговые организации приобретают полную власть на рынке, а потребитель вынужден самостоятельно искать нужную ему информацию о продукте. (Наиболее полно этому типу соответствовал рынок индустриального общества, в том числе и СССР, когда любая импортная вещь считалась качественной и модной, а информация о покупках и услугах была сугубо однобокой — в форме совета друзей и знакомых.)
• Современный— отличается передачей производственными и торговыми организациями контроля над информационными технологиями каналу дистрибуции, превратился в самостоятельную властную систему. Его власть состоит в эксклюзивном владении информацией и доступом как к продавцу-посреднику и производителю, так и к покупателю. Это центристское положение позволяет системе дистрибуции контролировать и производителей, и посредников (продавцов), и рынок потребителей. (Этому типу рынка наиболее полно соответствует постиндустриальное информационное общество постсоветской России, что объясняется относительно слабым информационным обеспечением российских граждан. Прежде всего это слабая компьютеризация и крайне ограниченный доступ к мировой компьютерной сети в регионах и на селе.)
• «Рынок XXI века»— его ожидает (а в странах Восточной Азии уже есть) сначала частичная, а потом все более полная передача контроля над информационными технологиями самому потребителю. Таким образом, власть переходит к потребителю: благодаря информационным технологиям у него появляется доступ к данным о товарах, есть возможность сравнивать цены, условия продажи и качество товара, услуги, а также самому решать пути получения (доставки) товара.
Таким образом, первой и главной характеристикой «рынка XXIвека» становится его интерактивность, что служит и главной характеристикой... директ-маркетинга!
Второй характеристикой «рынка XXI века» является человеческий фактор, потому что власть от организаций (производителя, продавца, каналов дистрибуции) переходит к частному лицу — потребителю/покупателю. Отсюда следует, что диктат продавца на рынке сменится (и это уже происходит) его диалогом с потребителем, при этом тон диалога будут задавать потребительские спрос и желания.
Соответственно, третью характеристику «рынка XXI века» определит превалирование маркетинговых и рекламных технологий, основанных на прямом (!) общении с покупателем. Без всяких посредников. Получается, что в директ-маркетинге будущее за технологиями:
• директ-мейл маркетинга (англ. direct mail marketing — прямая почтовая реклама);
• личных, или персональных, продаж (от англ. personal selling); •интернет-маркетинга (см. ниже «Интернет-технологии»);
• SMS-маркетинга (см. «SMS-реклама мобильных телефонов»);
• телемаркетинга (см. «Интерактивное телевидение»).
В свою очередь, в местах непосредственного контакта с покупателями будущее за рекламной технологией «мерчандайзинг» (см. ниже) и дальнейшим фундаментальным развитием тех разделов психологии как науки, которые смогут хотя бы частично структурировать и создать систему импульсных покупок. (Первые шаги в этом направлении мерчандайзерами уже сделаны.)
Обратимся к двум основным технологиям и сегодняшнего дня и завтрашнего: к директ-мейл и к личным продажам.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература