10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
Или «уникального эмоциональногопредложения, обещания». Я не оговорился. Сейчас вместо уникального торгового предложения чаще употребляется термин «уникальное эмоциональное предложение». Происходит поворот от предложения уникальных качественных характеристик товара/услуги к уникальному эмоциональному обещанию. А уникальное эмоциональное обещание — это: 1) знание психологии потребителя, 2) творчество, креатив.
Рассмотрим структурные составляющие рекламного креатива, формирующего уникальное рекламное эмоциональное предложение (если торговое предложение не уникально и не эмоционально, то оно не имеет права на существование, а его создатель не может называться ни рекламистом, ни тем более креатором, в лучшем случае — несколько устаревшим маркетологом).
Креатив есть процесс прикладного творчества, ограничения на которое (в этом и заключается его прикладной характер) накладывают:
— креативный бриф рекламодателя,
— маркетинговые исследования потенциальной потребительской аудитории.
При этом происходит: 1) целевое, 2) мотивационно-эмоциональное и 3) ассоциативно-синестезическое наполнение креативного торгового предложения как коммуникации.
Исследования потенциальной потребительской аудитории мы уже рассматривали в соответствующем подразделе, здесь подробнее остановимся на основных «шорах», ограничивающих креатив, которые называются креативным брифом(хотя и в них заложены некоторые исследовательские параметры).
Креативный бриф (образец составления)
Клиент | Бренд | Проект | Кому | ||
Название | Название рекламируемого бренда | Здесь указывается характеристика проекта, являющаяся его рабочим названием. Например: «Креативный тендер» TVC 30 «х2» | Ответственные лица, которым адресован этот бриф (креативный директор, арт-директор, копирайтер) | ||
Дата | Дата презентации клиенту | Менеджер | Копии | ||
Дата брифинга | Последний срок для представления готовой работы клиенту | Автор брифа | Лица, чье участие и/или контроль необходимы (директор по работе с клиентами, стратегический планер) | ||
1 | История | В этой графе излагается вся информация о клиенте, которая может иметь отношение к рекламе. Прежде всего информация о брендах, которыми он владеет, история их продвижения (особенно на российском рынке), доля рынка на сегодня и другие сведения, относящиеся к маркетинговой стороне положения бренда. Особое внимание следует уделять рекламной истории бренда. | |||
2 | Конкурентное окружение | Здесь помещается информация о конкурентах, сначала прямых, затем косвенных. Особое внимание уделяется их позиционированию, тону рекламных материалов, восприятию потребителями. | |||
3 | Целевая аудитория | Здесь даются характеристики целевой аудитории: место жительства (города-«миллионники», города, села), доходы, семейное положение, возраст, жизненные ценности, особенности потребления, манера отдыхать и другие особенности. Целевая аудитория может быть разделена на первичную (к которой следует обращаться) и вторичную (которую реклама не должна отпугнуть от потребления бренда). | |||
4 | Устоявшиеся мнения потребителей | Мнение целевой аудитории и ее оценка бренда на сегодня. Особое внимание: не выдавать желаемое состояние вещей за действительное. | |||
5 | Позиционирование | Чем хочет быть бренд для потребителей, какое место занять в их жизни. | |||
6 | Что нужно достигнуть рекламой? | Описание разницы между изложенным в пунктах 4 и 5. Это и будет задачей. | |||
7 | Предложение, которое делается целевой группе | Формулирование основной идеи бренда и/или от лица бренда. Одно предложение — максимум. | |||
8 | Доказательства, подтверждающие предложение | Возможные подтверждения пункта 7 (качество, особенности упаковки, уникальность и т.д.). | |||
9 | Тон рекламного сообщения | Лучше характеризовать в терминах, описывающих отношения между людьми. | |||
10 | Обязательные элементы | Что в рекламе должно быть обязательно. | |||
11 | Ограничения | Чего в рекламе быть не должно. | |||
12 | СМИ | Вся информация о медианосителях и их количествах. | |||
13 | Бюджет | Предполагаемый производственный бюджет (на ролик, промо-материалы, фотосессии и т.д.). | |||
Подпись клиента | На усмотрение ответственного сотрудника клиентского сервиса. Если подписи клиента нет, вся ответственность за соответствие брифа видению клиента лежит на этом сотруднике. |
Источник: Федоров Г. Креатив в рекламе. Нужны ли они друг другу // Рекламный менеджмент. Опыт и практика: Сб. статей менеджеров рекламного агентства Sorec Media. M., 2003. С. 58-59.
Составив совместно с клиентом (заказчиком) креативный бриф, мы получаем четко структурированную схему того пути, строго по которому следует двигаться. А вот уж как при этом мыслить и творить, — дело сугубо индивидуальное и во многом зависящее от способностей, таланта, профессионализма арт-директора и копирайтера. Или творческого коллектива, которым руководит творческий директор. Под его началом находятся:
• арт-директор;
• копирайтср;
• дизайн-директор, имеющий большее отношение к исполнению идей, нежели к их созданию. Соответственно, дизайн-директор — это непосредственный руководитель так называемых «художников»-версталыциков, работающих за компьютерами, т.е. прямых исполнителей творческих идей, часто лишенных права голоса (что правильно!), тем более что большинство из них имеют не художественное, а техническое образование; они прекрасно работают за компьютером и программируют, но не могут креативно мыслить, а значит — творить!
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература