4.2. Задачи рекламы
В разделе II мы дали определение рекламы в системе маркетинговых коммуникаций и самому маркетингу как части всеобщей теории коммуникаций, выявили три категории коммуникативного инструментария и главную единую коммуникационную цель. Наконец, выстроили на конкретных примерах рекламы из российского «сегодня» жесткую иерархию коммуникационных целей внутри единой коммуникационной цели «Продвижение марки». Мы знаем, что ради достижения коммуникационных целей внутри этой единой коммуникационной цели созданы, создаются и будут создаваться все, без исключения, рекламные стратегии и технологии. Но какие задачи они призваны решать? Соответственно, какие задачи призван решать рекламист?
Если основную цель рекламы мы определили как «3 максимума»: продать максимальное количество товаров и услуг максимальному количеству потребителей по максимально высоким ценам, то и основной, первой задачейрекламиста видится максимально возможное информирование максимального количества потребителей о максимальном количестве товаров и услуг с тем, чтобы продать их по максимально высоким ценам. Это общепризнанное определение рекламных задач, формально варьируемое каждым автором, пишущим о рекламе и маркетинге, но по сути всегда остающееся неизменным. (К тому же это определение полностью подтверждает выше упоминавшуюся маркетинговую «математическую» зависимость успешного результата рыночной деятельности от учета четырех переменных, известную как «4р».) Но у меня всегда остается ощущение недоговоренности, когда я слышу или вижу подобное определение задач, стоящих перед рекламистом.
Конечно, можно определить рекламные задачи и их решение как оптимальное достижение коммуникационных целей всех восьми подклассов. Это тоже правильно. Но попробуем разобраться, в чем характерная особенность этих многочисленных коммуникационных целей?
Теоретически — в продвижениитоварных марок (логотипов) от товаров, услуг и фирм к потребителю.
Практически — в осознанной персонализациикаждой товарной марки (логотипа) товара, услуги и фирм по различным категориям как коммуникационным целям, направленным к своей целевой аудитории. (Понятно, что каждой коммуникационной цели соответствует своя целевая аудитория.)
К. Тайминге пишет о создании логотипов (шрифтовых товарных знаках): «Сам по себе термин "образ нового товара" или "образ фирмы" уже предполагает, что главное соображение при создании логотипа заключается в том, чтобы он резко отличался, скажем, от логотипов товарных знаков восьми других фирм, выпускающих аналогичные изделия...
Границы, в которых традиционные начертания букв — прописных или строчных — можно утолщать, утончать, уплотнять, расширять, округлять, выпрямлять или подчеркивать, зависят от способности того или иного дизайнера оценить пределы разумного»35.
С. Зимен по поводу создания и продвижения торговой марки говорит лаконичнее: «Будь отличным от других или будь проклят»36.
Стажировавшаяся в США рекламист И. Бажанова отмечает такие характерные особенности сегодняшних американских маркетологов: «В наше время многие маркетологи дошли до того, что готовы чуть ли не каждого отдельно взятого человека рассматривать как носителя уникальной, свойственной только ему культуры. А если так, решили они, то нужно создавать персонифицированные сообщения — за ними будущее. Уже вступила в силу тенденция изучать вкусы и потребности "Джона" и присылать на мобильный телефон "Джону" сообщения из серии: "Джон, помнишь, у тебя барахлит карбюратор? Через 700 метров, как раз за поворотом направо, находится прекрасный современный автосервис компании General Motors"»37.
Итак, три автора. Три мнения. Объединяет их одно — персонализация. Причем персонализация всех трех конструктов цепочки отношений: объект (товар/услуга, фирма) — товарная марка (товара, услуги, фирмы) — потребитель (товара или услуг фирмы). Первый автор персонализирует образ нового товара/услуги, фирмы как объекта отражения в товарном знаке, второй автор — продвижение товарной марки, третий приводит примеры крайней степени индивидуализации каждого, отдельно взятого, потребителя (уже не группы, не социума и т.д.).
Знаменитый французский социолог Ж. Бодрийяр в примечаниях к своей «Системе вещей» так объединяет персонализацию рекламы (стоит заметить, что этот прогноз был сделан еще в 1968 г., т.е. на самой заре постиндустриализма): «Для того чтобы... реклама "предоставлялась" вам бесплатно, приходится выделять все большие средства на "персонализацию" моделей и на распространение рекламы — больше, чем на фундаментальные технические разработки; то, что вам «дарят» в плане психологическом, возникает за счет технического качества того, что вам продают. Не следует недооценивать этот процесс, который в "развитых" обществах принимает грандиозные масштабы. Но кто знает — быть может, реклама, врачуя психическую неустойчивость и давая воображаемое удовлетворение, тем самым выполняет не менее фундаментальную объективнуюфункцию, чем технический прогресс, удовлетворяющий материальные потребности?»38.
Теперь попытаемся дать ответ на поставленный выше вопрос о задачах рекламы и маркетинга. По моему мнению, в современных условиях, и особенно с учетом будущего развития рекламы и маркетинга, второй задачейрекламистов и маркетологов является: диверсификация отражения в рекламе посредством маркетинговых технологий коммерческих отношений в межличностные.
Какова же природа этих межличностных отношений? Что, «бездушный» бизнес, переходя от коммерческих отношений к личностным, становится человечнее и добрее?
Конечно, по своей природе стать человечнее и добрее бизнес не может. Но он пусть внешне, но сублимирует, т.е. через рекламу как обоюдную игру между «золотым тельцом» и покупателем переключает свои аффективные устремления в русло социальной деятельности и культурного (или псевдокультурного?) творчества. Бизнес вынужден становиться все более человеко-ориентированным и тратить на это все больше денег.
Здесь не могу удержаться от того, чтобы снова не обратиться к «Системе вещей» Бодрийяра, где автор, не систематизируя особенности рекламы и тем более не диверсифицируя их, описывает отношения человека и рекламы именно как феномен обоюдоинтересной игры, который он назвал «Логика Деда Мороза».
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература