Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
21 ноября 1917 г. Председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ульянов-Ленин подписал декрет «О введении государственной монополии на объявления». Через 50 лет после отмены царского закона о запрете частной рекламы она вновь была запрещена, теперь уже в Советской России. Естественно, имущество всех «частников», задействованных до революции в рекламном бизнесе, было конфисковано. Казалось, российская реклама, не успев встать на ноги при Николае II, теперь прекратит свое существование. Наверное, на Западе так бы и случилось (хотя именно благодаря революционной ситуации в Германии и авангардистскому миропониманию одновременно Вальтер Гропиус основал в Веймаре в 1918 г., т.е. в то же время, «Баухаус», очень близкий русской советской школе конструктивизма). Но в России это произошло. Наоборот, реклама в 1920-х гг. вышла на новый, невиданный для России уровень. И этому была своя причина, опять же не столько экономическая, сколько связанная с ментальностью «загадочной русской души» (правда, «осложненная» прозаической исторической предпосылкой — безграмотностью подавляющей части населения страны первой четверти прошлого века).
Российский искусствовед А.Н. Лаврентьев, специализирующийся на советском конструктивизме, считает, что эта причина заключалась в различном отношении к продуктам и услугам в Европе и России: «Вкратце это различие можно сформулировать так. Для того чтобы продавать мыло на Западе, торговцу достаточно сказать, что его мыло дешевле и лучше остальных. В СССР дело обстоит гораздо сложнее, для начала нужно убедить "Ивана", что мыло, вообще, полезно, что оно служит здоровью и чистоте, что эта чистота и есть нечто, к чему нужно стремиться.
Отсюда в торговой рекламе 20-х годов более значительное место отводится не столько товару, сколько его эффективности, пользе, назначению»93.
Характерные примеры рекламы того времени:
• к рекламе сосок для Резинотреста В. Маяковский пишет слоган: «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет». При этом рекламируются не столько сами соски как товар, сколько отказ от тряпок, традиционно использовавшихся в России в качестве сосок;
• в рекламе книг рекламируются не книги отдельных авторов, а стремление к образованию и всеобщей грамотности. Тот же Маяковский призывает: «Путь к коммунизму — книга и знание, в магазине Гиза — все новые издания»;
• в рекламе мячей рекламируются не конкретные мячи, позиционированные отдельно для спорта, отдыха и пр., а мячи вообще: «Товарищи девочки! Товарищи мальчики! Требуйте у мамы эти мячики. Продажа везде. Резинотрест».
Советская реклама 1920-х гг. отличается тем, что главным ее героем становится продавец (например, лоточник, торгующий папиросами), как правило, изображенный в полный рост. То есть реклама взяла на себя функции продавца, сведя значимость реальных продавцов почти к нулю. И именно эта генеральная цель — реклама не просто двигатель торговли, а реклама есть сама торговля, — цель, невозможная нигде, кроме как в тоталитарном бесклассовом обществе, и определила во многом тот структурный рывок в отражении прежде всего визуальной (что объясняется безграмотностью народа-гегемона) и потом уже вербальной информации (для образованных, значит, не для оплота советской власти — рабочих и крестьян).
По сути, реклама 1920-х гг. близка русскому лубку — своей непосредственностью, прямотой, простодушными стихотворными рекламными слоганами, частушками (у конструктивистов 1920-х гг. были агитчастушки), но в то же время имеет ряд принципиальных отличий.
Первое отличие состоит в том, что если лубочные картинки создавал простой люд, часто деревенский, то конструктивистскую рекламу творили профессионалы, образованные люди, использовавшие последние достижения технического прогресса, например фотографию и кинематограф. Именно конструктивисты заложили основы рекламного коллажа, основы композиции в печатной рекламе (см. раздел V), основы рекламной фотографии и фотомонтажа, основы подачи шрифтовой рекламы. Наиболее известные рекламисты того времени: В. Маяковский, А. Родченко и В. Степанова, А. Веснин и Л. Попова, братья Стенберги, Н. Прусаков, Д. Моор, Э. Лисицкий.
Вторым системным отличием принято считать стремительный скачок науки в начале прошлого века. «Но это была не та наука XIX в., с, казалось бы, ясной картиной мира, классической физикой и механикой. Это была та наука, в которой возникла периодическая система Менделеева, теория относительности Эйнштейна, физика элементарных частиц, неевклидова геометрия...
Искусство представлялось отраслью науки, настолько точный и универсальный характер носили художественные системы. Наука же становилась особым видом творчества, поскольку все в ней оказывалось относительным, гибким, подвижным. Искусство и наука оказывались близки для художников по своим методам познания»94.
Третье отличие заключается в том, что реклама оказалась не в руках частника, диктовавшего, как сегодня, свои вкусы и требования художнику, а в руках крупнейших государственных синдикатов, информационную политику которых определяло государство. И эта политика была сведена к агитации, превратившая рекламу 1920–1930-х гг. из просто коммерческой в коммерческую социализированную и политизированную, причем давление агитационного фактора с развитием советского общества все усиливалось, сведя в конце 1930-х гг. коммерческую рекламу в СССР вовсе на нет. Или к чистой агитации и политической рекламе. (Поэтому самыми известными советскими рекламистами 1930–1950-х гг. можно считать художников-карикатуристов Кукрыниксов — М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Николая А. Соколова и Б.Е. Ефимова.) «Одной из непосредственных коммуникативных функций... которая в авангардной рекламе приобретает новый статус, становится сообщение продукции социального статуса ее покупателя или, говоря языком маркетинга, потребительской ниши»95. Таким образом, реклама в СССР приобретает статус социально-политической, чему способствует госзаказ на культивирование образа доминирующего класса пролетариев и трудового крестьянства.
Период полного упадка рекламы в СССР, пусть и социально-коммерческой, в условиях тотального дефицита и бедности населения, продолжался вплоть до 1960-х гг., когда благодаря росту экономического потенциала благосостояние советских граждан улучшилось. Именно тогда возникли профессиональные специализированные рекламные организации: «Внешторгреклама» (1964 г., в конце 1980-х гг. совместно с американской компанией «Young&Rubicam» реорганизовалась в СП «Совэро»), «Союзторгреклама» (1965 г., в конце 1980-х гг. совместно венгерским рекламным агентством «Махир» и американским рекламным агентством Д. Огилви «Ogilvy&Mather» преобразовалась в СП «Тисса, Огилви энд Мейзер»); создают свои рекламные подразделения «Аэрофлот», Министерство культуры, Госкомиздат СССР и др.
Мы подошли к периоду новейшей истории российской рекламы, продолжающемуся и поныне. С опозданием в 20–25 лет (уже не в 500, как в начале прошлого века) по сравнению с Западом мы вошли в информационный век и эпоху постмодернизма. Но перед тем как рассмотреть особенности российского постмодернизма, подведем некоторый итог — определим роль советской конструктивистской рекламы в системе архетипов как ее универсальных смыслов.
Сразу бросается в глаза удивительное совпадение между предысторией возникновения рекламы, эпохой Возрождения, давшей толчок возникновению рекламы Нового времени и, как это ни покажется странным, советским конструктивизмом 1920-х гг.
Выявим общие архетипы. Для этого вспомним характерные черты трех этапов — I, III и VI):
Этап I. Предыстория возникновения рекламы
1. Слом устоявшихся архаических общественных отношений, харастеризующихся большесемейными общинами.
2. Переход общества к номам и городам-полисам.
3. Возникновение нового социального класса — купцов-посредников, купцов-мореходов, основателей новых поселений на открытых ими землях.
4. Отказ от традиционного ритуала.
5. Мифологизация природных явлений постепенно вытесняет архаическую тотемную мифологию.
6. Земельные угодья становятся предметом купли-продажи.
Этап III. Реклама в эпоху Возрождения
1. Угасание средневековых цеховых организаций.
2. Стремление к материалистическому познанию природы и ее объективных законов и идеализация «открытия мира и человека».
3. Поворот общества к светскости и гуманистическому миропониманию, выразившийся в возврате к идеалам и культуре античного мира.
4. Ослабление влияния церкви на общество.
5. Возрождение и развитие городов.
6. Начало эпохи Великих географических открытий.
7. Возникновение колоний.
8. Первоначальное накопление капитала, что породило процесс возникновения мирового рынка в его сегодняшних границах.
9. Разрушение феодализма и зарождение буржуазного общества.
Этап VI. Реклама в СССР. Конструктивизм
1. Слом социального строя — архаической к тому периоду монархии и зарождающегося буржуазного общества.
2. Ликвидация частной собственности.
3. Отказ от Бога, церковной мифологии и религиозного миропонимания.
4. Научно-технический прогресс.
5. Переориентация социальных ценностей.
6. Возникновение новых доминирующих общественных классов — пролетариата и трудового крестьянства.
7. Развитие городов и массовый приток сельского населения в города.
8. Крах средневековых цехов, мануфактур и пр.; индустриализация общества.
9. Отсутствие рыночных отношений и рынков сбыта (и т.д.).
Теперь несложно выявить общие архетипы, характерные для этих этапов.
• Слом общественных отношений(этап I, п. 1; этап III, п. 9; этап VI, п. 1).
• Стремительное развитие городов(этап I, п. 2; этап III, п. 5; этап VI, п. 7).
• Возникновение новых социальных слоев(этап I, п. 3; этап III, п. 9; этап VI, п. 6).
• Отказ от традиционных мифологий, прогресс материалистического познания(этап I, п. 4–5; этап III, п. 2–4; этап VI, п. 3–4).
• Изменение рынков(этап I, п. 6; этап III, п. 8; этап VI, п. 2, 9).
• Индустриализация общества(этап III, п. 1; этап VI, п. 8).
Мы выделили шесть архетипов, которые в сочетании способствовали и способствуют прогрессивному скачкообразному развитию мировой рекламы. И, наверное, главными из них являются первый и четвертый: архетип слома общественных отношений, общественных потрясений и смены мифологических установок общества. Важность именно этих архетипов показали всему миру революции в России. Именно они высветили фактор прогресса, который несут революционные ситуации, провоцирующие скачкообразный переход к более совершенному информационно-рекламному обеспечению общества.
Сначала конструктивизм как отражение всех шести архетипов преодолел пятисотлетнее отставание России от Запада в рекламном информировании; это была первая информационная революция в России. (На Западе первой информационной революцией можно считать изобретение Гутенбергом печатного станка; в России, как мы уже отмечали, изобретение И. Федорова не спровоцировало подобную революцию.) Затем вторая информационная революция, когда в конце 1980–1990-х гг. Россия преодолела информационно-рекламный вакуум, в котором пребывал СССР последние 60 лет своего существования. При этом и вторая — «бархатная» — революция также несла в себе шесть архетипов первой революции 1917 г., только вместо архетипа «индустриализация общества» появился новый термин — архетип «информатизация общества». (Хотя если использовать термины «индустрия информации» или «индустрия рекламы», то архетип «индустриализация общества» по-прежнему не меняется.)
Стоит подчеркнуть, что и во всем мире опять же революция, но информационная (1960-е – начало 1970-х гг.) перевела общество от индустриальной эпохи к постиндустриальной информационной.
Как все эти исторические архетипы отразились на новейшей российской рекламе теперь уже информационного общества?
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература