logo search
Пименов_Основы рекламы

7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак

Частично мы уже рассматривали текстуру (фактуру). Но речь шла о свойстве текстуры (фактуры) заменять форму знаков. Здесь мы обратим внимание на иные, более важные свойства связки композиционных закономерностей «цвет – текстура (фактура)». Их надо рассматривать с двух позиций.

Тональная композиция как формапризвана уравновешивать тонами цветом все остальные композиции и композиционные закономерности, при этом варьируют такие понятия, как:

— интенсивность цвета;

— взаимодействия цветовых и тональных пятен форм/знаков с цветом и фоном;

— цветовые и тональные растяжки как сознательные манипуляции креатора усилением или ослаблением интенсивности звучания второстепенных форм/знаков и пр.

Цвет и текстура (фактура) как знакпризваны отражать знаковую информацию. Например, красный цвет у разных народов символизирует любовь, страсть, смерть и пр., черный и белый — мужское и женское начало, рождение и смерть, траур, невинность и пр. Текстура (фактура) может также отражать информацию. Например, фактура древесины говорит о породе дерева, ткани — о ее виде (холст, бархат, джинсовая ткань и пр.). При этом если текстура (фактура) дополняется цветом (или наоборот), то может отображаться или формироваться дополнительный информационный блок. Например, текстура (фактура) металла серой гаммы говорит о стали, алюминии, серебре и т.д., но когда эта серая фактура покрывается гаммой желтых цветов (дуплекс), то текстура (фактура) металла становится знаком золота, а гаммой охристых цветов — знаком бронзы или меди, приобретая даже символическое значение — «самоварное золото».

Автор самого известного, еще советского учебника по оформлению печатной продукции для редакторов И.Ф. Бельчиков писал: «Композицию нельзя рассматривать как простое и произвольное соединение тех или иных элементов в одно целое; она должна органически вытекать из содержания... и раскрывать его... Следовательно, основными требованиями к композиции нужно считать органическую связь ее с содержанием, согласованность отдельных частей, подчинение всех второстепенных элементов главному и свободу от всего лишнего, загромождающего и затемняющего смысл»150.