logo search
Пименов_Основы рекламы

2.3. Психография как метод13

Недавние результаты исследования американской компании «Young&Rubicam» показали, что потребителей все больше волнуют не качество и надежность товара, а жизненные ценности, которые проповедует рекламируемый бренд товара. Таким образом, продолжает увеличиваться разрыв между социально-демографическими и психографическими характеристиками как методами маркетинговых исследований. Так что же такое психография?

Психография — это методы учета личностных (индивидуальных) характеристик человека с целью успешного формирования и продвижения брендов. Психографию принято делить на три основные составляющие (или переменные):

  1. восприятие атрибутики товара;

  2. отражение стиля жизни:

  1. отражение внутреннего мира человека как личности:

Последняя группа составляющих (переменных) в методике психографии считается наиболее сложной, поскольку она практически не поддается унификации или универсализации. Действительно, даже задействовав срезы таких наук, как когнитивная психология, социология, антропология, невозможно структурировать психику человека и мотивы его поведения. Особенно если учитывать, что под понятием структурирования имеется в виду выведение кода, в данном случае — мотивационно-поведенческого кодачеловека. Тем не менее, основой психографии и как маркетингового, и как научного метода исследований остается создание теоретическоймодели/моделей потребительского поведения, которая и должна/должны определять весь комплекс практического инструментария маркетолога и рекламиста.

Существует много моделей потребительского поведения, из которых можно выделить две наиболее известные:

Из методов психографических исследований ключевыми являются следующие:

Таким образом, можно выстроить цепочку конструктов основных методов психографических исследований потребительского поведения, где наблюдаются взаимосвязи:

свойства и качество продуктов <=> личностные характеристики потребителей;

ранжир ценностей продуктов <=> степень их значимости для потребителей;

декларация ценностей продуктов, определяемая потребителями <=> способы реализации продуктов;

предпочтения брендов продуктов <=> личностные характеристики потребителей;

индикаторы предпочтения брендов <=> высказывания потребителей.

Эта цепочка наглядно демонстрирует тенденцию перехода маркетинговых коммуникаций от исследований свойств и качеств самих продуктов (что было характерно для переходного периода общества от индустриального к постиндустриальному) к исследованиям брендов как знаков продуктов, как высшей формы товарных знаков и личностного поведения потребителей в постиндустриальном, информационном обществе. Или, как уже не раз приходилось и читать, и слышать в этой связи, в лосотпостиндустриальном обществе.