11.14. Product placement
Product placement (или скрытая реклама) — рекламная технология, близкая к технологии «реклама в рекламе». Она так и переводится с английского языка — «размещение продукта». Только не в магазинах, СМИ или на нестандартных рекламных носителях, а в телепередачах, телесериалах и кинофильмах. Product placement — это технология, известная в народе как скрытая реклама.
Днем рождения product placement в России можно считать тот день, когда дикторов телевидения стали одевать в одежду известных моно- и мультибрендовых магазинов. При этом название «спонсора» вначале писали «бегущей строкой», а сегодня указывают отдельно в конце передачи (в выходных данных).
Развивалась эта технология в России весьма неуклюже. Помимо лобовых надписей о «добрых дядях», предоставивших телеведущим дорогую одежду, product placement обнаружил себя в сериале «День рождения Буржуя-2». Один из главных героев картины непонятно зачем настойчиво рекомендовал эпизодическому персонажу наполнитель для кошачьих туалетов «Catsan». Дальше — больше. Приведем лишь два примера, связанных с кинопродукцией последних лет.
В кинофильме «Особенности национальной рыбалки» генерал, герой А. Булдакова, ездит только на джипе KIA, причем торговую марку часто дают крупным планом. В нескольких сериях телевизионного сериала «Каменская» главные герои пользуются только мобильными телефонами «Nokia», причем в последнем он появляется даже как дизайн-решение бегущих титров в конце фильма.
При этом существует две характерных для России особенности product placement, или два обязательных условия рекламодателя. Первое состоит в том, чтобы герой, пользующийся рекламируемым товаром, обязательно был положительным. Второе — чтобы герой, продвигающий товар, в четкой последовательности, от сцены к сцене, раскрывал его уникальные свойства.
Сегодняшний бум отечественных сериалов напрямую затрагивает технологию product placement. На всех ведущих телеканалах страны созданы специальные службы, занимающиеся поиском клиентов для размещения рекламы в ток-шоу и сериалах.
Еще одна специфика российской «скрытой рекламы» заключается в отсутствии законодательной базы, поэтому рекламодатель официально платит не за размещение рекламы, а за спонсорство, размещение реквизита и т.п. Основной же платеж — это «черный нал» в карман продюсера. При этом доказать факт размещения рекламы в фильме невозможно. Всегда можно сказать, что режиссер видит своего героя разговаривающим только по такому-то телефону или ездящим исключительно на автомобиле такой-то марки. Да и вообще кино должно показывать характерные приметы времени.
Российские расценки на product placement ниже западных в десятки раз. Например, в России стоимость размещения товарной марки в кадре стоит от 1,5 тыс. долларов, а за такие деньги главные герои будут с упоением обсуждать уникальные свойства того или иного продукта. Компания «Nokia позволяет себе заказывать в России целые небольшие сериалы, где телефон если и не является стержнем сюжета, то уж тема его муссируется постоянно — и визуально, и вербально. Так, одна серия в сериале, посвященная одному-единственному продукту и отчасти снятая под него, обходится заказчику в России всего в 100–200 тыс. долларов, а в США только разовое размещение логотипа в кадре стоит не меньше 25 тыс. (без участия «звезд», задействованных в фильме). Что же касается голливудских фильмов, где играют такие суперзвезды, как Арнольд Шварценеггер, то приведем только один пример.
Компания «Toyota» заключила контракт с киностудией «Warner Bros.» на сумму в 10–15 млн. за product placement в «Терминаторе-3». По сюжету фильма А. Шварценеггер — главный положительный герой — спасается от главной злодейки на пикапе «Toyota Tundra», а та, в свою очередь, разъезжает на «Lexus SC 430». (Торговая марка «Lexus» является подразделением компании «Toyota».) Кстати, это не первая многомиллионная сделка. Еще в 2001 г. «Toyota» намеревалась использовать рекламную технологию product placement и в картине «Форсаж-2». Ее сюжет основан на автомобильных супергонках по улицам калифорнийских городов. Примечательно, что в последний момент «Toyota» расторгла сделку в связи с тем, что в фильме участвуют автомобили иных торговых марок. По мнению вице-президента компании «Toyota» по маркетингу С. Стерма, в картине присутствует слишком много автомобильных брендов других концернов, поэтому продвижение одного бренда теряется в море других177.
Еще раз отметим, что в отличие от цивилизованного Запада product placement, или «скрытая реклама», остается одной из немногих рекламных технологий в России, которая до сих пор очень напоминает рекламный рынок десятилетней давности — без законов, правил игры и четко прописанных расценок.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература