2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
Сначала немного цифр, поясняющих причины формирования новых по структуре и по форме рекламных сообщений (на примере мульти-культурного рынка США).
Демографические особенности США.Последняя перепись населения в США показала, что за прошедшие 10 лет испанский рынок в стране вырос на 58%. К 2050 г. испаноговорящие американцы составят 25% населения. Американских азиатов уже сейчас 11 млн., а к 2050 г. их численность увеличится втрое и достигнет 10% населения Штатов. В отдельных регионах коренное белое население смотрится как нацменьшинство. Например, в Майами более 60% населения — цветные (включая испаноговорящих латиноамериканцев). Про афро-американцев говорить вообще не приходится, потому что отследить рост их рождаемости не смогла даже последняя общенациональная перепись населения.
Особенности рынка США.Естественно, такая демографическая ситуация не может не влиять на американский рынок и, как следствие, на рекламу. Приведем примеры.
У большинства латиноамериканок длинные волосы. Этот фактор в немалой степени способствовал тому, что шампунь «Sedal DNA» («Unilever») для длинных волос потеснил с рынка «Pantene Pro-V» («Procter&Gamble»).
Компании «Western Union» пришлось принципиально изменить рекламные стратегии, поскольку большинство ее клиентов составляют этнические меньшинства, переводящие заработанные в США деньги родственникам на родину — в Азию и Латинскую Америку.
Афроамериканцы помимо того, что потребляют 55% продукции «M&M's», «Mars» и «Snickers», так еще и на дорогие автомобили, мебель и одежду тратят намного больше денег, нежели белые.
Наконец, самый высокий процент пользователей Интернета составляют американцы азиатского происхождения, в основном китайцы, японцы и индусы. Они же более 40% покупок в США делают через Интернет. И это объясняется очень просто. У данной этнической категории американцев самый высокий образовательный уровень и, как следствие, самые высокие доходы.
Все вместе взятые вышеперечисленные этнические меньшинства имеют покупательную способность более 1 трлн долларов в год! Получается, что теперь уже культура этих нацменьшинств начинает довлеть над культурой белого нацбольшинства. Например, при ежегодных продажах музыкальных альбомов в стиле рэп, равных 3 млрд долларов, 2 млрд тратят белые!
В результате этих и ряда других причин мультикультурный рынок США из не основногопревратился восновной— «the general market». И следовательно, маркетинг с рекламой «для белых» стал основным — мультикультурн!*™ — для этнических меньшинств. В США теперь никому в голову не придет изобразить на рекламе дорогого отеля белозубого негра, десущего чемоданы белого человека. Таким образом, общее рекламное пространство приходится сегментировать. Что это значит?
Во-первых, то, что крупные компании вынуждены учитывать в своих маркетинговых и рекламных стратегиях каждый этнический (и не только) сегмент общества, что приводит к существенному увеличению ассигнований и бюджета рекламных кампаний.
Во-вторых, стремление к сокращению ассигнований и бюджета рождает новые подходы к маркетинговым и рекламным стратегиям. Именно благодаря естественному желанию сэкономить и появилось понятие «единое сообщение» как возможность «размывать» одно рекламное сообщение на множество сегментов потребительского рынка. В определенной степени «единое сообщение» есть противопоставлениеметоду психографин, в котором учитываются не только этнические группы, социумы и т.д., но и отдельные личностные поведенческие характеристики.
Вот как выражает свое отношение к «единому размытому сообщению» в мультикультурном и мультисегментированном информационном пространстве Т. Сешерез, креативный директор агентства «Art Thompson»:
«Я арт-директор, и поскольку имею дело с визуальной стороной рекламы, то полагаю, что сообщение должно восприниматься людьми в первую очередь на визуальном уровне (я разделяю это мнение, а потому основной акцент этой книги — визуализация рекламного сообщения. — П.П.)... Этот мир, с одной стороны, огромен, а с другой — очень мал. Ведь у нас у всех примерно одинаковый бэкграунд: и в Азии, и в Африке, и в Латинской Америке люди делают одно и то же, одинаково думают и реагируют... Поэтому золотое правило креатива, на мой взгляд, — создавать простые идеи, которые будут приняты и восприняты всеми в каждодневной жизни. Эти идеи должны черпаться из самой ежедневности, нужно замечать в ней те простые вещи, на которые люди в спешке не обращают внимания. Нужно находить сюжеты, которые люди во всем мире могут разделить. Создавая сообщение, нужно думать о людях в целом. Если, например, вы не хотите шокировать мусульман, то не захотите шокировать никого. Нужно уважать всех и каждого, быть одинаково справедливым со всеми»17.
В отличие от психографии как метода, «единое сообщение» нельзя назвать ни методом, ни маркетинговой или рекламной стратегией. «Единое сообщение» — это политика.Политика транснациональных компаний.И эта политика имеет свое определенное название — локализация, слово-бумажник (вспомним «Алису в Зазеркалье»), составленное из двух слов-сообщений: глобально и локально. «Думай глобально, действуй локально». Или глокально. И толерантно. Именно политику глокализации и толерантности имеет в виду Сешерез, говоря о том, что этот мир с одной стороны огромен (глобален —П.П.), а с другой — очень мал (локален —П.П.). Нужно уважать всех и каждого, быть одинаково справедливым со всеми (толерантным —П. П.).
Естественно, локализация как политика «единого сообщения» не может быть статичной, абстрактной, замороженной. Как всякая политика, она имеет свои политические стратегии. Но так как глокализация — политика рекламы и маркетинга, то и ее политические стратегии переходят в разряд рекламных и маркетинговых стратегий. Поэтому в этой части книги мы не будем на них заострять внимание.
Приведем примеры одних из наиболее известных в мире глокальных рекламных кампаний.
Benetton. Для этого «единого сообщения» характерны следующие особенности брендирования:
размышления о глобальных общечеловеческих ценностях;
локальное освещение таких проблем, как гармония между всеми расами, права человека, детский труд, СПИД и т.д.
Eastman Kodak Corp. До 1998 г. все рекламные кампании «Eastman Kodak Corp.» были сегментированы по разным странам мира. В конце 1998 г. компания «Kodak» и рекламное агентство «Ogilvy&Mather Worldwide» создали единое рекламное сообщение — единый бренд «Kodak». Рекламная кампания получила название «Значительные моменты с "Kodak"» (Meaningful Kodak moments), где люди использовали фотоаппараты и пленку «Kodak» для того, чтобы запечатлеть наиболее яркие моменты своей жизни.
* * *
В этом, по сути, вступительном разделе мы рассмотрели наиболее характерные особенности современного общества как фон, подоплеку, предпосылки ко всему многообразию мира рекламы, который мы собираемся по возможности структурно отразить в книге. Но перед тем как перейти к структурному изложению материала, рассмотрим общие междисциплинарные положения:
основные понятия рекламы (маркетинга) и их определения;
цели и задачи;
общие требования к рекламе;
роль рекламы в системе маркетинговых коммуникаций;
рекламный инструментарий.
- Раздел I. Общество и реклама
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности 343
- Глава 13. Российское рекламное законодательство 351
- Введение
- РазделI. Общество и реклама глава 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»
- 1.1. Оппозиция моно- и поликультур как контекст толерантности сознания
- 1.2. Толерантность как понятие
- Предмет, области применения и факторы, влияющие на толерантное сознание
- 1.3. Особенности личностных и культурных отношениймежду Россией и Западом. Оппозиции
- Глава 2. Мультикультурализм и мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций: психография и глокализация
- 2.1. Мультикультурализм
- 2.2. Мультикультурный маркетинг. Реклама в системе мультикультурных маркетинговых коммуникаций
- 2.3. Психография как метод13
- Психографическая методика ValuescriptTm
- 2.4. Глокализация как политика «единого сообщения»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Реклама. Основные понятия глава 3. Что такое реклама? Определение, цели, задачи и общие требования к рекламе
- 3.1. Определение и основная цель рекламы
- 3.2. Маркетинговые коммуникации. Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Теория коммуникаций
- Цели рекламы в системе маркетинговых коммуникаций
- Глава 4. Подклассы единой коммуникационной цели «Продвижение товарной марки»
- 4.1. Подклассы целей Подкласс 1
- По роду деятельности
- По мультикультурным признакам
- Подкласс 2
- Применение
- Назначение
- Подкласс 3
- Состав, ингредиенты
- Упаковка
- Подкласс 4
- Особенности эксплуатации
- Потребительские свойства
- Подкласс 6
- Престижность и роскошь
- Чувственность
- Сексуальность
- Таинственность
- Подкласс 7
- Цена и доступность
- Родство с аналогичными товарами (услугами)
- Подкласс 8
- Положительная результативность и полезность
- 4.2. Задачи рекламы
- Феномен рекламы «Логика Деда Мороза» ж. Бодрийяра
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Домашнее задание д. Огилви
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Функции и виды рекламы глава 5. Что такое функции рекламы?
- Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставя своей главной основной целью продажу?
- Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
- Глава 6. Социальная и политическая реклама как виды рекламы
- 6.1. Что такое социальная реклама?
- 6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
- Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
- 6.3. История социальной и политической рекламы
- 6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
- «Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
- 6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и сша как национальные символики
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. История рекламы в контексте кросскультурных исследований глава 7. Рекламные архетипы и элементарные универсальные смыслы
- 7.1. Кросскультурные исследования рекламы
- Палеоаналогия 1
- Палеоаналогия 2
- Палеоаналогия 3
- 7.2. Семиология и семантические универсалии в приложении к «языку вещей»
- Глава 8. История рекламных кодов как универсальных смыслов
- 8.1. История рекламы в контексте универсальных смыслов знаков принадлежности, происхождения и собственности
- Этап I. Предыстория возникновения рекламы
- Палеоаналогия 4
- Знаки принадлежности, происхождения и собственности
- Этап II. Реклама в античные времена
- Палеоаналогия «Розеттский камень» как структура подачи информации на рекламных носителях (палеоаналогия 5)
- Этап III. Реклама в Средневековье. Цехи
- Этап IV. Реклама в эпоху Возрождения. Книгопечатание
- Этап V. Реклама Нового времени. Российская реклама
- Российская реклама
- Причины тотальной отсталости России в рекламном деле
- Этап VI. Реклама в ссср. Конструктивизм
- Этап VII. Постсоветская реклама (реклама Новейшего времени). Российский постмодернизм: национальные особенности
- 8.2. Постмодернизм Постмодернизм как направление культуры, дизайна
- Российский постмодернизм
- 8.3. Кризис символа как знака мифа в контексте рекламы
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Комплексная рекламная кампания глава 9. Планирование комплексной рекламной кампании
- 9.1. Рекламная кампания
- 9.2. Стратегия рекламной кампании
- 9.3. Позиционирование
- 9.4. Рекламные и маркетинговые исследования
- Российские компании – члены esomar (Гильдия маркетологов)
- Основные параметры исследовательской деятельности
- Методы исследований
- 9.5. Уникальное торговое предложение
- Глава 10. Креатив в рекламной кампании
- 10.1. Проблемы организации синтетического рекламного образования в России
- 10.2. Креатив и творчество: психология творческого процесса
- 10.3. Креативное моделирование уникального торгового предложения
- 10.4. Организация визуального пространства: композиция и композиционные закономерности
- Принципы композиции в прямоугольном пространстве
- Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы
- 1. Формы/знаки как внутренняя форма
- 2. Формы/знаки как внутренняя и внешняя форма
- 3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным
- 4. Образующееся пространство
- 5. Равновесие форм/знаков
- 6. Свет – тень как формы/знаки
- 7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак
- 10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел VI. Рекламные технологии глава 11. Современные рекламные технологии и средства распространения рекламы
- 11.1. Atl- и btl-акции, промо-акции
- 11.2. Граффити
- 11.3. Директ-маркетинг: директ-мейл, личная продажа, сетевой маркетинг и пр.
- Дирекг-мейл-маркетнг
- Личная, или персональная, продажа
- 11.4. Интерактивное телевидение
- 11.5. Интернет-технологии
- Баннерная реклама
- Манипулирование посетителями сайтов интернет-рекламой
- 11.6. Зонтичное брендирование
- Коллективный товарный знак, или Борьба за советский «зонтик»
- 11.7. Корпоративные издания
- Корпоративный сайт
- 11.8. Кросс-реклама, кросс-промоушн и «реклама в рекламе» Кросс-реклама
- Кросс-промоушн
- «Реклама в рекламе»
- 11.9. Мерчандайзинг
- 11.10. Партизанская реклама (партизанский маркетинг)
- Партизанская реклама в общественных туалетах
- Партизанская реклама на асфальте
- 11.11. Паблик рилейшнз (pr)
- 11.12. Pos-материалы
- 11.13. Private label
- 11.14. Product placement
- 11.15. Рекламная фото- и видеосъемка
- Фотосъемка
- Видеосъемка
- «Собственные шоу», короткие фильмы, ролики не рекламного формата
- 11.16. Sms-реклама
- Будущее sms-рекламы
- 11.17. Спонсорство
- 11.18. Testimonial advertising (свидетельство авторитетной личности в пользу товара)
- Testimonial advertising в Европе и сша- XXI в.
- Testimonial advertising в России: XXI в.
- 11.19. Торговые карточки: дисконтные и бонусные
- 11.20. Транспортная реклама
- 11.21. Франчайзинг
- Глава 12. Перспективные направления рекламной деятельности
- Предметная среда — знаковая среда
- Прогнозируемые проблемы будущего визуального Логоса как коммуникации, связывающей знаковую среду с человеком
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Приложение глава 13. Российское рекламное законодательство
- 13.1. Федеральный закон «о рекламе»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Общие и специальные требования к рекламе
- Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
- Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
- Глава у. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
- Глава VI. Заключительные положения
- 13.2. Особенности и значение Федерального закона «о рекламе»
- Ключевые понятия
- Ключевые вопросы и задания
- Тематика контрольных и курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- Словарь терминов
- Дополнительная литература