logo search
Пименов_Основы рекламы

3. Развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным

Замена формы/знаков посредством текстур (фактур). Одна и та же композиционная задача может быть решена различными способами, причем выбор способа часто зависит от материала (фактуры, текстуры), которым создается это изображение. Например, при рисунке карандашом формы/знаки объектов создаются через линии (штрихи), при работе с кистью — через пятна (особенно в акварели), а при работе в пластике (скульптура) передается трехмерная форма объекта. С появлением компьютерных технологий эффекты всевозможных текстур стали очень активно использоваться в рекламе. (Таков, например, крайне сложный для ручного исполнения прием, когда на фотографию накладывается акварельная текстура.)

Еще более наглядным примером служат плетеные изделия из соломы, где материал солома определяет форму изображения: закругленные формы объекта при плетении можно передать только отрезками прямых линий или прямоугольниками, при этом отражаемые скругленные объекты прочитываются хотя и условно, но вместе с тем достаточно четко.

Индейское плетение из соломки, изображающее змею (слева), охотящуюся за лягушкой (справа)

Переход двухмерных форм/знаков к трехмерным. Этот процесс наглядно иллюстрируют эксперименты А. Кларка. Детям различных возрастов предложили нарисовать яблоко, насквозь проткнутое по горизонтали шпилькой и развернутое под некоторым углом к зрителю. Важно при этом помнить, что развитие движения рисунков от а к г соответствует этапам взросления ребенка.

а — логично предположить, что шпилька беспрепятственно проходит через внутреннюю часть яблока. Но здесь возникает некоторая неопределенность. Форма/знак «отрезок прямой линии» отражает одномерный объект — шпильку. Но тогда получается, что шпилька не пронзает яблоко, а статично лежит на яблоке или на его половине; б — видимость того, что яблоко (или его половина) лежит на шпильке; в — благодаря частичному наложению отрезка прямой линии на окружность последняя принимает вид заданной проекции; г — форма/знак «окружность» точно отражает заданную проекцию.

Итак, разграничение двухмерного и трехмерного пространств достигнуто, но, как видно из рисунка, получившееся трехмерное пространство, по сути, все равно остается двухмерным, и это есть та условная граница между двумя пространствами, за пределы которой мы выходить в книге не будем.

Масштабность. В рассмотренных до этого композиционных закономерностях мы исходили из движения двухмерного пространства к трехмерному (а форма/знак «отрезок прямой линии», шпилька, вообще одномерен). Если же двигаться в обратном направлении, от трехмерного пространства к двухмерному, т.е. отгка, то мы сможем структурировать модель отображения объекта. Любая же форма/знак, рассматриваемая сквозь призму обратного движения, всегда будет выглядеть как уменьшенная модель большой трехмерной формы с сохранением ее структуры или кода. А что это есть, как не масштабность?..