logo search
Пименов_Основы рекламы

5. Равновесие форм/знаков

Момент равновесия обусловливают два фактора: вес и направление.

Вес. Здесь крайне важны следующие закономерности.

Закономерность 19:вес формы/знака зависит от ее расположения в пространстве.

Закономерность 20:меньше весит та форма/знак, которая находится в центре композиции или на вертикальной оси, проходящей по центру композиции.

Закономерность 21:из двух одинаковых форм/знаков тяжелее та, которая находится в верхней части пространства (композиции).

Закономерность 22:форма/знак, расположенная справа, весит больше (тяжелее), чем расположенная слева.

Закономерность 23:вес зависит от размеров объекта. Соответственно, чем больше форма/ знак, тем тяжеловеснее она будет выглядеть.

Закономерность 24:чтобы уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна превышать площадь белого пространства.

Закономерность 25:правильная форма (наиболее приближенная к окружности-кругу, прямоугольнику-квадрату, равнобедренному треугольнику, прямой линии — «хороший» гештальт) всегда выглядит тяжелее, чем неправильная (овал, ромб, неравнобедренный треугольник, кривая — «плохой» гештальт).

Закономерность 26: вертикально расположенные формы/знаки всегда воспринимаются тяжелее, нежели наклоненные.

Закономерность 27:круг-окружность уравновешивает композицию из любых других форм/ знаков.

Направление. Вес любого элемента композиции притягивает все соседние элементы, навязывая им, таким образом, определенное направление. Отсюда вытекает:

Закономерность 28:в вытянутых формах/знаках, отклоняющихся от горизонтали или вертикали, главенствующим становится структурно более сильное, напряженное направление.

Известен парадокс Г.С. Лэнгфельда: если попробовать разделить вертикальную линию пополам, то отметка раздела неизменно окажется несколько выше действительной. Если же линия разделена пополам с предельной точностью, например вымерена по линейке, то очень трудно себе представить, что верхняя половина нисколько не длиннее нижней. Классическим примером служит витраж-роза на фасаде собора Нотр-Дам в Париже. Отсюда можно вывести еще одну закономерность.

Закономерность 29:при проектировании форм/знаков следует помнить, что для создания уравновешенности пространства по вертикали выделяемый элемент этого пространства необходимо располагать немного выше середины вертикальной оси.

В завершение отметим еще одну, «магическую», по словам американского психолога Дж.А. Миллера, закономерность.

Закономерность 30:ось горизонтального ряда одинаковых форм/ знаков, расположенных на равных расстояниях, перестает фиксироваться наблюдателем, если число форм/знаков превышает семь, т.е. человек уже не может, взглянув одномоментно на восемь форм/знаков, сразу пересчитать их или понять их общее единое значение. В этом случае необходимо разбивать формы/знаки на группы (см. композиционную закономерность 1).