60. Методы психологического воздействия в рекламе: вербально-суггестивная, психоаналитическая и имиджевая концепции.
Вербально-суггестивный подход.
Суггестия – внушение.
Суггестор – тот, кто внушает.
Суггерен – тот, кому внушают.
Процесс, который в рекламном воздействии означает снижение осознания, ослабление критичности мышления при восприятии внушаемого содержания. Внушение может быть невербальным способом, например внушение действием. Вербальное внушение – это внушение с помощью слова.
Формы внушения:
1. убеждение – возможность осуществлять воздействие посредством рационального разъяснения (Многие авторы считают эту форму неприемлемой для вербально-суггестивного подхода, так как суггестия предполагает использование приемов, способных преодолеть рациональное осмысление);
2. заражение – процесс эмоционального включения посредством снятия критической оценки происходящего события;
3. подражание – процесс восприятия и последующего воспроизведения определенного поведения, демонстрируемого кем-либо;
4. гипноз – с научной точки зрения это одна из форм искусственно вызываемого сна, которая проходит в три стадии: сонливость, каталепсия, сомнамбулизм. Гипноз способен вовлечь человека в состояние транса.
Гипноз определяется не особыми усилиями гипнотизера воздействовать на реципиента, а особыми свойствами последнего:
- психологическая установка (Узнадзе)
- психологическая готовность.
Человек может верить в то, что он готов, может хотеть быть загипнотизированным. Тем не менее, его внутреннее состояние может не соответствовать его рациональной убежденности. Готовность не зависит от желания, а определяется эмоциональным настроем (эффект Плацеба “Установка на чудо” – способность человека поверить и на психологическом уровне изменить свое состояние вне зависимости от характера раздражителя);
5. манипуляция – процесс целенаправленного, либо непреднамеренного использования различных способов и средств изменения поведения человека, его целей, намерений, желаний и других психологических характеристик в интересах субъекта воздействия. Этих изменений могло бы и не произойти, если бы адресат воздействия в достаточном объеме обладал бы информацией, которая позволила бы ему контролировать ситуацию.
Обычно скрывается как сам факт манипулятивного воздействия, так и намерения манипулятора. Манипуляция всегда осуществляется в интересах манипулятора.
Приемы вербально-суггествиного подхода к рекламному воздействию:
Прямой призыв к действию – в рекламе обычно выражается в повелительном наклонении в виде императивного высказывания. Часто оформляется как слоган. Данный способ достаточно стандартен. Не всегда его использование является эффективным. Более действенным является использование вербально-суггестивных конструкций.
Верабльно-суггестивная конструкция – сложная конфигурация приемов, в которой призыв является лишь одним из них. Виды приемов:
1. восклицание – работает в рекламе через эмоциональное заражение, рассчитано на вызов ответного эмоционального отклика. Выражение радости, восторга по поводу рекламируемого товара в каком-либо рекламном сюжете переводит стрелку его критической оценки на путь некритического к нему отношения;
2. риторический вопрос – может выступать как восклицание под видом вопроса;
3. нормативное утверждение – вместо призыва формируется обобщенное высказывание, которое преподносит призыв как норму поведения, как общеизвестный факт;
4. пресуппозиция – прием, в котором рекламное предложение преподносится с предпосылкой, исключающей всякие сомнения в необходимости последовать этому предложению. Например, это может быть предложение выполнить некое предварительное действие, которое не требует от потребителя особых усилий и не налагает никаких обязательств. Потребитель на собственном опыте убедится в достоинствах рекламируемого товара или услуги.
Пресуппозиция выражается в стандартных речевых оборотах, аппелирующих к самолюбию потребителя, в форме внушающих доверие ссылок;
5. иллюзия логического вывода – данный метод предполагает формулировку простого и ясного высказывания, из которого следует вывод о ценности рекламного предложения;
6. противопоставление – рекламное предложение выдается как наилучшая альтернатива образу действий, который устарел, нежелателен, скушен. Однако на самом деле принятие этой альтернативы совсем необязательно;
7. имитация выбора – потребителю самому предоставляется возможность сделать выбор между разными вариантами. Сам факт существования такого выбора позволяет ослабить сопротивление, которое называется навящивостью рекламы;
8. прием независимых свидетельств – включение в рекламу фактов использования рекламируемого предложения знаменитостями, опросов потребителей.
В данном приеме необходимо обращать внимание на фоновые факторы. Они усиливают эффект вербально-суггестивного воздействия.
Имиджевый подход.
Имидж – это образ, который создается в представлении человека. Характеристика, которая дает возможность потребителю испытывать лояльное отношение к какому-то товару, услуге, человеку, организации.
Имиджевый подход в психологии рекламы позволяет анализировать, насколько имидж соответствует или не соответствует рекламным целям, насколько он раскрывает товар в рекламе и как считывается потребителями.
Основная проблема, исследуемая имиджевым подходом – это насколько имидж должен быть сформирован для потребителя и как его максимально до потребителя донести?!
Особенности мышления человека позволяют потребителю складывать образы и получать целостное представление о товаре. Ульяновский выделил типичные установки мышления, которые позволяют человеку мыслить мифологично:
установка на волшебность – человек склонен приписывать волшебные свойства практически любому объекту;
установка на антропоморфность – одушевление объектов окружающего мира;
установка на тотемичность – приписывание предметам могущественных, сверхъестественных качеств;
установка на загадочность – приписывание необычных качеств тем видам, которые человек еще не познал;
установка на символичность – предметам, вещам, объектам приписывается символическое значение;
псевдоэкзистенциальность – человек склонен к тому, чтобы во всем дойти до самой сути. Реклама навязывает ложный смысл жизни;
избегание реальности – товары как средство помочь человеку уйти от действительности, получить эмоции, развлечься.
- 1. Роль и функции рекламной деятельности в обществе. Социальная ответственность в рекламе.
- 2 Реклама в системе социальной коммуникации. Основные субъекты рекламной деятельности.
- 3 Понятие рекламной кампании. Классификация рекламных кампаний.
- 5.Специфика управления международной рекламной деятельностью Стратегии стандартизации и дифференциации.
- 7. Факторы появления международной и глобальной рекламы (экономические, культурные, мединые). Глобальные бренды (признаки, атрибуты), специфика и подходы к их продвижению.
- 8. Реклама как социальный институт. Основные элементы, специфика процесса институцализации рекламы в России.
- 9. Эволюция рекламы как массового явления: основные факторы.
- 10. Общество потребления. Роль рекламы в формировании и изменении ценностей, стиля жизни и социальной мобильности.
- 11. Гендерные стереотипы в рекламе, репрезентации мужественности и женственности. Гендерные особенности национальной (российской) и интернациональной рекламы.
- 12. Предмет социологии рекламы. Место социологических исследований в стратегии рекламной кампании.
- 13 Основные характеристики целевых аудиторий и методы их определений
- 14. Основные направления исследований в сфере рекламной деятельности. Место рекламных исследований в системе маркетинговой информации предприятия.
- Вопрос 15. Основные составляющие программы исследования в рекламе. Краткая характеристика основных этапов исследования.
- 16. Проблемная ситуация и проблема. Этапы формулировки проблемы, целей и задач исследования, разработка основных гипотез.
- 17. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в исследованиях в рекламной деятельности.
- 18. Понятие тенденциозности исследования, способы преодоления. Этический кодекс исследователя.
- 19. Цели и задачи количественных исследований в рекламной деятельности. Их классификация.
- 20. Цели и задачи качественных исследований в рекламной деятельности. Их классификация.
- 21. Методы анализа рекламных текстов. Специфика применения контент-анализа к решению задач рекламы.
- Вопрос 23. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламной деятельности
- Признаки юридической ответственности:
- Ответственность за нарушение закона о рекламе
- 24. Особенности правового регулирования отдельных видов рекламы: в радио и телепередачах, рекламы в периодических печатных изданиях, наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах.
- 25. Особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг и их правовое регулирование.
- Вопрос 26. Правовая защита авторских прав. Ответственность за нарушение прав авторов в рекламной деятельности.
- Гражданско-правовая ответственность
- За нарушение авторских прав
- Административная ответственность за нарушение авторских прав
- Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- Вопрос 27. Правовая охрана средств индивидуализации участников рекламной деятельности и производимых ими работ, услуг.
- 27.Правовая охрана средств индивидуализации участников рекламной деятельности и производимых ими работ, услуг
- 28. Тенденции развития российского рекламного рынка
- 29.Сущность и задачи рекламного менеджмента.
- 30.Роль и функции основных субъектов рекламного менеджмента.
- 31. Рекламные агентства: виды, структура, функции.
- 32. Экономическая сущность рекламных услуг.
- 33. Особенности маркетингового анализа рынка рекламы.
- Vобщ - общий доступный объём рекламных площадей (времени, конструкций и т.П.),
- 34.Оценка конкурентоспособности рекламного агентства. Качество рекламных услуг и подходы к его определению.
- 35 Сущность и содержание понятия «бренд». Модель построения брендов
- 36.Понятие и стратегические задачи бренд - менеджмента.
- 37 Стратегическое управление брендами: понятие, методы стратегического расширения брендов, архитектура брендов.
- 38 Исключен
- 39 Количественные методы оценки стоимости бренда
- 40 Основные этапы разрабоки стратегии ркламной кампании и их характеристики
- 41.Практики ценообразования на российском рекламном рынке.
- 42. Разработка бюджета рекламной кампании: существующие подходы.
- 43.Понятие уникального торгового предложения.
- 45 Убран
- 46 Медиа план: понятие…
- 47 Основные показатели, используемые в медиапланировании
- 48. Стратегии медиапланирования: частоты, охвата, распределения во времени.
- 49. Проблемы эффективности рекламы. Пути ее изучения.
- 50 Экономические критерии эффективности рекламы.
- 51.Корпоративная идентичность в рекламной деятельности компании.
- 52.Корпоративная и организационная культура: понятие, функции, трансляция.
- 53. Внутрикорпоративный пиар: задачи и инструменты.
- 54. Корпоративная реклама: понятие, задачи, инструменты.
- 55. Корпоративный имидж: структура, функции, элементы формирования.
- 56. Фирменный стиль как элемент визуального имиджа компании.
- 57. Психология восприятия потребителя. Эмоциональный отклик и создпание настроения в рекламе.
- 58. Обработка, запоминание и воспроизведение информации. Организация внутренних представлений. Методы привлечения внимания в рекламе.
- 59. Психология потребительского поведения: принятие решения о покупке, оценка цены, обращение с вещами, деньгами.
- 60. Методы психологического воздействия в рекламе: вербально-суггестивная, психоаналитическая и имиджевая концепции.
- 61. Социально-психологический и потребностно-мотивационный подходы в рекламе.
- 62. Методы психологического исследования в рекламе.
- 63.Перцептивная , коммуникативная и интерактивная сторона общения в деловой сфере.
- 2. Голос
- 3. Внешний вид
- 4. Жесты
- 5. Поза
- Когда два человека работают в соавторстве над какой–нибудь проблемой, они обычно занимают позицию делового взаимодействия.
- Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.
- 64. Реклама и pr: общее и различие.
- 65. Понятие и особенности социальной рекламы.
- 66.Предвыборная кампания как особый вид рекламной и pr- деятельности.
- 67.Имидж политического лидера: составляющие и способы построения.
- 68. Понятие речевого воздействия, его виды и особенности в массовой коммуникации.
- 69. Филологический, семиотический подходы к изучению речевого воздействия в рекламе.
- 70. Психолингвистический подход к изучению речевого воздействия в рекламе
- 71. Бихевиористические, перцептивные и балансные модели убеждающей речи.
- 72. Структура и алгоритм создания рекламного текста. Правила создания и требования к его компонентам.
- 73. Слоганы: их виды, приёмы, используемые при разработке.
- 74.Особенности рекламных текстов на различных носителях: тв и радио.
- 75.Особенности рекламных текстов на различных носителях: наружная реклама и реклама в местах продаж.
- 76. Синтаксические средства оптимизации речевого воздействия в рекламных текстах. Средства экспрессивного синтаксиса в рекламе.
- 77. Фонетические средства и приемы в рекламных текстах.
- 78. Лексика в рекламных текстах (абстрактная и конкретная, общеупотребительная и специальная, неологизмы, жаргонизмы, фразеологизмы).
- 79. Виды, формы и модели коммуникации. Определение и признаки массовой коммуникации.
- 80. Структурно-функциональный подход к мк: функции масс-медиа в обществе (г. Лассуэл, п. Лазарсфельд, Мертон, н. Луман).
- 81.Теории информационного и глобального общества ( м. Маклюэн, э. Тоффлер, м. Кастелье). Тенденции развития и черты глобальной коммуникации. Международные средства распространения рекламы.
- 82.Источники коммерческой прибыли.
- 83. Инфраструктура коммерческой деятельности.
- 84 Основные принципы и приемы управления клиентской базы
- 85.Современный комплекс маркетинга. Краткая характеристика его главных компонентов и место рекламы в нем.
- Комплекс маркетинга
- 86. Стратегии целевого маркетинга: позиционирование товара и сегментирование рынка. Особенности их реализации в коммуникативной политике.
- 87. Спрос и закономерности его формирования.
- 88. Цели и функции коммуникативной политики предприятия.
- Вопрос 5. Методы коммуникативной политики предприятия.
- 89.Методы коммуникативной политики предприятия и место рекламы среди них.
- 90. Специфика пред- и посттестирования рекламы: задачи, основные индикаторы и методики.
- Вопрос 91. Перспективы применения экспертных оценок в разработке и оценке рекламы.
- 92. Характеристика индивидуальных и групповых методов получения экспертных оценок.
- 93. Современное состояние рынка консалтинговых услуг. Специфика консультационного продукта.
- 94. Экспертный консалтинг: области применения и решения задач.
- 95. Процессуальный консалтинг. Механизм предоставления консалтинговых услуг.
- 96. Техники консультирования: подходы и приемы, используемые в индивидуальной и групповой работе.
- 97. Понятие «выставки» и «ярмарки». Классификации выставок. Основные субъекты выставочной деятельности. Цели и принципы участия предприятия в выставках.
- 98. Подготовка и планирование участия в выставке экспонента. Этап проведения и послевыставочная стадия.
- 99. Презентация: определение, типы, этапы подготовки и проведения.
- 100.Инструменты и принципы мерчандайзинга.
- Запас расположение представление
- 101 Виды рекламных роликов. Тема, идея, сверхзадача рекламном ролике. Драматизация. Конфликт.
- 102 Композиция рекламного сценария
- 103 Композиционные особенности построения кадра
- 104 Монтаж и его виды
- 105 Панорамирование со статичной точки
- 106 Монтаж звука, спецэффекты
- 107Допечатные процессы.
- 108.Способы печати: преимущества и ограничения, области применения.
- 109. Виды Интернет – рекламы. Особенности ее разработки.
- 110. Наружная реклама. Виды,основные особенности.
- 111. Профессиональные объединения на российском рынке рекламы.